Никакой письменный текст не способен стать достаточной причиной для каких-либо действий (привет всяким экспертам по “экстремизму” и жуликам, продающим умение писать “продающие тексты”). Текст может послужить побудительным мотивом к каким-либо действиям только если у воспринимающего субъекта уже есть мотивация и психологическая установка на совершение этих действий и никак иначе. Сначала есть психологическая готовность к действию, и сформирована она вовсе не прочитанным текстом.
Прослушанный текст уже может к чему-то побудить, послужить причиной действия. К собственно тексту добавляются интонация, паузы, смысловое выделение некоторых фрагментов, ритм – довольно много дополнительной информации. Но лишь при умелом произнесении текста специально обученным оратором. Любому, произвольному, человеку такое воздействие на слушателя недоступно.
Что не менее важно, при чтении письменного текста у читателя нет ограничений во времени – можно подумать, вернуться назад и что-то перечитать. У слушателя такой возможности нет, поэтому психологическое действие прослушанного текста намного сильнее, чем у прочитанного.
При просмотре видео с текстом добавляются фоновые картины, мимика, жестикуляция – еще больше эмоционально окрашенной интонации. Ограничение по времени сохраняется. Психологическое воздействие выше, но, напомню, лишь при очень умелом форматировании текста, встречающемся довольно редко.
В любом случае, нет прямой связи между каким-либо высказыванием и непосредственным действием воспринимающего это высказывание субъекта.
4) А почему, собственно, “призывы к насилию” однозначно трактуются как нечто нехорошее?
Существует всего два способа разрешения любых конфликтов: договоренность и насилие (В. Лефевр, “Алгебра конфликта”).
Достаточно очевидно, что сторона, использующая оба способа, по меньшей мере имеет преимущество над стороной, от одного из способов отказавшейся или не имеющей возможности использовать насилие в качестве средства разрешения конфликта. Заметим, что против переговоров как средства разрешения конфликта, никто не возражает.