gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

Новый взгляд на старую кино-классику: «Шербурские зонтики» и «Под десятью флагами»




Фото к фильму "Зеленые дьяволы"

"Шербурские зонтики" это шедевр производства нации эстэтов и моралистов.

И.Мезенцевъ

\ Орфография авторская. Печатается в сокращении – вся статья по ссылке, в блоге автора https://kirillovec.livejournal.com/607822.html

Классово, -- немыслимо красивый по цвету, звуку и композициям, -- этот фильм-оперу стоит отнести к мелкобуржуазным. (Давайте понимать по сути, классовый подход не обязан являться только марксистским , марксисты не создали его и не имеют на него монополии, как и нацисты с рассовым подходом.)

Если вспомнить историко-экономическую подоплеку, то мелкий бизнес в какой-то момент во Франции стал косной и общественно опасной средой, питательной почвой для гражданской войны, и ряд мероприятий что Петэна, что Де Голля, был связан с упорядочением и подъёмом технического уровня малого бизнеса и ужимом кляйнбюргеров до частичного перехода их в разряд пролетариата и служилых слоёв. Старообразный магазин зонтиков в фильме уступает место складу стиральных машин и иной бытовой техники, главный герой обзаводится бензоколонкой и вселяется в оную с женой и чадом, интересные техническо-имущественные подробности.

Почему я поминаю гражданскую войну? Во времена Народного Фронта и чуть позже, года до 1968, массы так или иначе недовольных жизнью мелких буржуа и пролетариев были готовы там встать под самые разные знамена, для свержения существующего порядка. Во-первых, монархизм был таким знаменем. И клерикализм, пусть и предавший союз с монархистами и утративший наступательную силу. Массовые знамёна, справедливо понятные как минимум. Во-вторых, коммунизм, начавший в 1930е окучивать деревню, кстати довольно эффективно. Коммунисты бывали готовы на союз с самыми разными другими левыми, которых было немало. (Анархисты во Франции по-моему были прикормлены, если не более того, но не все ведь!) В-третьих, были и чисто фашистские движения. Но делу мешала их конкуренция.

И подобное бурление длилось довольно долго, в разных формах, невзирая на обе мировые войны.

В каком-то смысле, глобальной гражданской войной надо считать Вторую Мировую, во многих странах политические антогонисты если не стреляли друг в друга, то хотя бы помогали разным противоположным силам, по ходу обвиняя друг друга в измене. Во Франции этого тоже было с избытком.

Притом особенностью родины Де Сада была именно широкая мелкобуржуазная классовая база борьбы. Мелкобуржуазная если не по имущественному цензу, так по мещанским манерам. Вся мелкобуржуазная стихия оказалась заперта в довольно узкий спектр политики, в стране съедобных лягушек не существовало ни мощного крестьянского движения, ни заметного этнорегионального. А значительная часть политической борьбы происходила в узком пространстве Парижа; и, чтобы вы понимали, уточню географию: кругообразный исторический Париж весь размером примерно с Васильевский остров, вне этого ядра сеть предместий и пригородов. Тесно, но где-ж вдоволь дров и угля напасти!!! И знаменитая французская общительная уличная жизнь , включая массы мелкобуржуазных магазинчиков и кафе, связана с тем, что в домах порой не менее тесно, и люди живут, но гостей в своем недешево отапливаемом жилье не очень-то часто принимают.

………..

Кто-то не забудет спросить про веру в Бога, куда же она у них? Неужто они безбожники ? Так вот: она тоже моральна в этой системе. И в ней тоже много эстетства. А порой и садизма с мазохизмом, если не честного самоотрицания. То есть, она как-то антропоморфна, она неуничтожима, но не универсальна. Понятно, нет? Непонятно? Дам эстэтическое объяснение. Один из самых красивых образов французской изящной словесности, ярый интеллигент-атеист раз в год усерднейше выстаивающий поминальную обедню по своему верующему другу и блогодетелю. ("Обедня атеиста", разсказ Меримэ, по-моему.) Другой образ, монастырское кресло обитое цельной кожей саможертвенной добродетельной монахини включая соски. (Из полупохабных "Озорных разсказов" Бальзака, кажется.) Так и тут. По фильму, главный герой поначалу живет у своей крестной матери, которая умирает пока он согрешает, оставляя ему наследство, он женится именно на доброй сиделке этой славной женщины. Духовно, морально ! Добавим, сподобляется кончины за кадром и мать главной героини, разорившаяся собственница зонтиков и зонтикового лабазца, c'est la vиe! Фильм кстати кроме не одного "Оскара" и золотой Каннской ветви получил приз от католической киноассоциации.

Есть впрочем еще один слой этой пронзительно красивой по съёмке (импрессиoнистской, рэйоннистской, если понимаете) кинокартины. Поражение.

Франция терпит поражение в алжирской войне, притом неудобно взваливать вину за это поражение на неоднозначного но считающегося национальным героем вождя Де Голля. ( Почти диктатор, с чертами героя, критиковать коего в лоб людям чистого искусства не комильфо.) Который сдал Алжир после по сути выигранной войны против сепаратистов, сдал по просьбе своих англо-американских кураторов, презрев воинские успехи и жертвы своей армии, волю народа, в т.ч. немалой части самих туземцев, по сути покончив с Францией как с колониальной державой, и предав не только клерикалов и монархистов так доверявших ему (предполагалось таки возродит законную монархию), не только знать, к которой принадлежал сам (на этих слоях и на алжирской войне он въехал во власть с 1957), не только законодательство разсматривающее Алжир как не колонию а часть территории Франции, но и массу жителей самой этой провинции, -- в общем организовав Поражение.

Не одним мной принято думать, что распад колониальной системы (обошедшийся человечеству в большее число трупов чем обе мировые войны) знаменует собой конец мировых войн, и что в 1945 мировая война не закончилась, а только перешла в иную фазу, целью были именно колониальные владения, которые желали уничтожить Американцы. Если это так, к началу 1960х гг. то Франция вне сомнения страна побеждённая.

Поражению соответствуют особые песни. Песни поражения, песни побежденных, часто оне красивее, долговечнее и трезвее песен победителей. И как правило, не обличают, но оплакивают. И радуются тихенько возможности новой жизни. (Вспомним наш вальс "На сопках Маньчжурии" и наш марш "Тоска по Родине", это по итогам не самой удачной войны с Японией. Или сербский вальс 'Дунайские волны", явившийся вслед проигранной войне Сербов с Болгарами. А если про кино -- вспомним "Унесенных ветром" , чуть ли не архишедевр мирового кино, снятый про разгромленных рабовладельцев!) Так вот, чудесна стихотворческая, оперная часть " Шербурских Зонтиков" , её однако надо понимать именно как песню поражения, тоску по утраченной Колониальной Империи, её невообразимому эстэтству и собственным упущенным возможностям.

И песню оскорбленных нравственных чувств, морализм же!

Буржуазную песню, возможно во всём присутствует элемент феодального троллинга ехидства в адрес буржуазии, зажимающейся в щель (вспомним бензоколонку главного героя и ещё ряд щелевых пространств по ходу кинокартины) . И нордического окисления на суетную бездарность южан.

Чуть не забыл: город Шербур в реальности это не французская Чухлома, это нордический порт, центр судостроения и колониальной торговли, упадок коей означает упадок и самого города.

В общем, фильм выходит во многом про горюшко народное, а не про любовь частных лиц. Хотя мы обычно воспринимаем его именно как "про любовь".

ЗЫ: вот интересно, переведут-ли на русский язык хотя бы один лиричный турецкий фильм про распад Османской империи ? "Королёк -- птичка певчая" не в счёт, там всё это очень мало показано, в реальности у Турок только про Сарыкамыш было снято 2 фильмы.

================================================

Представляем нашему читателю фильм производства США\Италия, посвященный легендарному рейдеру Рейха – кораблю «Атлантис».

Это реальная история, развернувшаяся на фоне Второй мировой войны. Британские военно-морские силы ведут охоту за немецким кораблем-рейдером, несмотря на то, что задействованы все силы, даже шпионские, англичан раз за разом ждет разочарование, немцы ускользают из всех ловушек. «Атлантис» продержался на боевом дежурстве рекордные 622 дня.

В написании сценария фильма «Под десятью флагами» участвовал сам капитан легендарного корабля Бернхард Рогге. Удивительно, но этот фильм, снятый победителями в соавторстве с побежденными в 1960 году, настоящий панегирик героям Кригсмарине. Здесь нет ни одного отрицательного немецкого персонажа.

В финале звучат пронзительные слова, обращенные к капитану Рогге: «Войну нельзя вести по-рыцарски и в белых перчатках, но вы попытались!»

Фильм динамичен, убедителен, современный зритель посмотрит его с удовольствием.

………………

Уместно упомянуть в нашем обзоре приключенческое "африканское" кино о поиске сокровищ, Ватуси / Watusi, 1959 год, производство США.

Этот фильм, конечно, выглядит сегодня несколько наивно, например, например, герои, отправляясь за бриллиантами, даже не захватили с собой рюкзаков, найденные камни рассовали по карманам, не взяв и десятой доли сокровищ -- о, где же ты, знаменитый буржуазный дух стяжательства? Но не та ли это наивность, по которой мы уже соскучились? Простодушная история о мужской дружбе, о верности и благородстве разворачивается перед нами среди экзотической, яркой тропической природы.

При этом фильм — вы удивитесь — толерантный. Но это другая толерантность, толерантность европейцев друг к другу. Толерантность людей, преодолевающих раздор и горечь недавней войны.

Впрочем, и отношение к африканцам вполне толерантное – вот только без самоуничижения.

На фоне приключений развивается знакомство между людьми, разделенными трагедией войны. У Гарри Куотермена погибли от немецкой торпеды сестра и мачеха, он с большой неприязнью относится к местным немцам из африканских колоний, несмотря на то, что они никак не связаны с военными действиями в Европе. Но вот судьба сталкивает его с девушкой, похищенной воинственным местным племенем колуана, девушка -- немка. Причем, ее близкие и все обитатели миссии погибли от рук дикарей именно потому, что немецкая администрация после поражения Германии сменилась английской.

Рекомендуем!

---------------------

В качестве постскриптума хочется задаться вопросом: почему воевавшее поколение стран, бывших врагами, могло найти общий язык через 10-15 лет после окончания сражений, не держа зла друг на друга.

Произведения такого же плана как «Под десятью флагами» снимали разные европейские режиссеры.

Например, фильм «Зелёные дьяволы Монте-Кассино» (1958 год, Франция, Германия) --воспевает десантников из охранных отрядов, защищавших от американцев знаменитый монастырь. И никто не травил в прессе кинематографистов, не подавал на них в суд, не требовал запрещения преступных кинолент, фильмы были спокойно сняты и прошли по кинотеатрам и Европы и США без всяких истерик.

Но прошло еще лет 20 – и все изменилось.Вместо того, что бы забыться, сгладиться, противостояние эпохи войны, уходящей в прошлое все дальше, нагнетается, страсти (антинемецкие, разумеется) накручиваются до градуса истерики, до степени анекдота (увы, не смешного). Почему?

……………..

«Под десятью флагами» можно посмотреть (в русском переводе) здесь https://kino-o-voine.ru/pod-desyatju-flagami-italiya-ssha-1960/

https://kino-o-voine.ru/pod-desyatju-flagami-italiya-ssha-1960/

Зелёные дьяволы Монте-Кассино (в русском переводе): https://kino-o-voine.ru/zelyonye-dyavoly-monte-kassino-1958/

https://w58.zona.plus/movies/zelenye-dyavoly-monte-kassino

Tags: кино, шутц-архив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments