По статистике сегодня на постсоветском пространстве проживает около полумиллиона людей с немецкими корнями, 350 тысяч в России, и 130 – 150 тысяч в Казахстане. Подавляющее большинство из них имеют смешанные браки.
Есть ли возможность сохранения этноса при дисперсном проживании? Да, но только при наличии определённых условий – в первую очередь это близость и живая связь с материнским этносом, его культурой, самобытностью, историей. Для тех немецких семей, которые стремятся сохранить свою национальную идентичность в Российской Федерации, таковым на мой взгляд, является лишь один регион, это Калининградская область.
Да, регион не простой, до 1945 года германская провинция Восточная Пруссия. Уже в 1990 году, когда в Калининграде появились первые российские немцы-переселенцы из Казахстана, правительство ФРГ официально заявило, что категорически против любых планов переселения российских немцев в Калининград.
Как известно, появление российских немцев в Калининграде и вообще их реабилитация в России вызвали определённую обеспокоенность на Западе. Так, например, британский премьер-министр Маргарет Тэтчер выступила как ярый противник реабилитации российских немцев и их возвращения в места довоенного проживания. Что же было тому причиной?
В своём разговоре с М. Горбачёвым М. Тэтчер провела параллель между российскими немцами и немцами, изгнанными из Восточной Европы, обнажив причину своего беспокойства. На Западе поняли, что если Москва реабилитирует своих немцев, позволит им возвращаться в места довоенного проживания или, как в случае с Калининградской областью, на территорию бывшего немецкого Рейха, то как быть Европе?
Европе, в которой с благословения правительств Британии и США после аннексии восточных германских территорий, большая часть которых отошла к Польше, которая всегда являлась традиционным союзником Британской империи, было изгнано с родины 15 миллионов гражданского немецкого населения.
Таким образом в реабилитации российских немцев западные победители увидели нежелательный для них прецедент в вопросе реабилитации и других групп изгнанных немцев – ведь в Европе этот вопрос решать никто не собирался. Более того, сама постановка такого вопроса для западных победителей является ни чем иным, как посягательством на итоги Второй мировой войны. Таким образом российские немцы оказались ещё и заложниками геополитических интересов западных держав.
В Лондоне также никогда не скрывали, что «экономическое сближение Германии и России приведёт к усилению их влияния на Восточную Европу, а этого Британия допустить не может».
...
Судя по всему, негативное отношение М. Тэтчер к вопросу полной реабилитации российских немцев, под чем подразумевалось восстановление их республики в Поволжье, а также к их появлению в Калининградской области было доведено не только до Москвы, но и до правительства ФРГ, которое считаясь с позицией стран победителей сделало не только определённые заявления, но и приняло некоторые практические меры.
Так, например, несколько десятков семей немцев-переселенцев из Казахстана в посёлке Ясная Поляна Нестеровского района Калининградской области, которые открыли там совместную российско-германскую фирму по строительству жилья, стали в 1992 году поводом для разговора во время визита главы внешнеполитического ведомства ФРГ Клауса Кинкеля в Москву. После этого почти все немецкие семьи, проживающие в Ясной Поляне, в том числе и те, кто, проживая ранее в Казахстане и уже имел отказ в приёме в ФРГ, вдруг почти разом получили возможность выехать в Германию.
вся статья http://schutz-brett.org/3xx/ru/aktualnoe/stati-pisma/22-russische-beitraege/stati/411-nemtsy-v-rossii-byt-ili-ne-byt-ili-chto-delat.html
Правь, Британия, морями...
Морей им мало, им надо и сушей!...