https://akniga.org/bulgakov-mihail-knyaz-tmy
исполнение чтецом выше всяких похвал

Воланд здесь отличается от привычного, по кр.мере запомнившегося по кино.
Он не так безупречен.
У него вытертый и засаленный халат — он подаёт его Маргарите, собравшейся уходить после бала.
Он препирается с Бегемотом довольно по мальчишески.
И в то же время он навевает ужас.
И обстановка в комнате, где они ужинают, неряшливая, об этом сообщается мельком.
Собственно, почему должен быть порядок и чистота у дьявола?
Много спорят о том, отрицает ли этот роман веру в Христа.
Для меня тут нет вопроса -- конечно не отрицает.
Просто, наш земной мир -- это место, где две силы присутствуют одновременно, хоть и по-разному, и для каждой души -- с разным итогом.
Мир Воланда связан с прошлым европейского средневековья (рыцарство) и дохристианского язычества -- речные забавы дев уж очень перекликаются с ивано-купальскими.
Это мир телесности, силы явной, физической, страстей неподавленных.
Замечательно то, что слуги Воланда учат честности. "Лгать не надо, чужого брать не надо!" -- восклицает Азазелло, отбирая у Аннушки украденную вещь (золотую коробочку Наташи).
И Воланд сам следует этим правилам чести, обещанное выполняет, в чем мы подспудно уверены с самого начала.
Это Князь мира сего.
Так уж обстоят дела.
(А кто хочет взглянуть на совсем другой сатанизм -- это можно сделать тут
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=394754915208514&id=100040220272144