gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

самайн

Является ли Хеллоуин полностью чуждым для русских обычаем?

Взято из дискуссии в ФБ

Самайн, отмечавшийся в эти же дни - кельтский извод древней традиции северных индоевропейцев, к которым относятся также германцы, балты и славяне. То есть, условно говоря, во времена Трои и царя Давида мы были более-менее единым народом, во всяком случае принадлежали к общей духовной традиции.
Белорусский праздник памяти предков Дзяды -- из этого же древнего наследия.




Самайн (Самхейн) у кельтов, Осенние Дзяды и Макошье у славян наполнены одним и тем же смыслом и ритуалами. Поминание умерших предков, просьбы о покровительстве и общение с усопшими являлись важными духовными практиками для древних.

К концу октября скот загоняли в зимние стойла и завершали сбор последнего урожая. Часть скота резали и делали запасы мяса, которое хранили на холоде и старались дотянуть до весны. Конец годового цикла земледелия ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни. Таким образом, Самайн также являлся и "праздником смерти" в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы "оплодотворить Землю семенем умирающего Солнца" и сделать возможным будущее рождение весны. От большого костра каждая семья могла зажечь свой собственный костер. Вокруг костров собиралась вся община, чтобы греться, пировать и общаться. Считалось, что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.

В Самайн существовал ритуал молчаливого ужина (Dumb Supper), когда за столом накрывали свободное место для умершего предка. Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной, магическое время, когда, по поверьям кельтов, открывается дверь между физическим, "реальным" миром и миром духов. Это значило, что с приходом темноты духи могут проникать в мир людей.


В самом конце октября наступало Макошье - день "замыкания земли и воды" на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом).Макошь  или Макуша (Мокуша) - древневосточнославянская богиня семьи, "прядница судьбы" и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы - старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой.


https://subscribe.ru/group/rodstvennyie-dushi/1164939/


Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» - "собрание", "сход".

Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, - это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т. е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений - один из самых живучих обрядов.

В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетлендских островах -- кости рыб.


Читайте больше на https://www.pravda.ru/culture/66199-samain_keltskii_novyi_god_den_svjatogo_patrika_druidov_morag/

Tags: традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments