gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

мешап

советское кино в неожиданном ракурсе




 Скворец и Лира

Молодой Лапшин, автор сценария великолепной насти-наци вампуки Степана Пучиняна «Схватка», подбросил Александрову еще одну популярную тему: панический страх милостиво взятых в «союзники» советских субалтернов перед возможным «кидком» со стороны старших товарищей по антигитлеровской коалиции, вступивших в «сепаратные» переговоры с нацистами (именно страх перед скорым окончанием войны, ставшей для коммунистической бюрократии шансом выслужиться перед криптоколониальным начальством, является основной темой центрального текста советского нацисплотейшна – «17 мгновений весны»). Самому Александрову, неустанно заседавшему в президиумах всевозможных комитетов защиты мира и обществ дружбы, осталось лишь дополнить послевоенную часть сюжета излюбленными темами местечковых конспирологов - «планом Даллеса» и «происками Бильдербергского клуба» (в фильме названного «Совет Богов»), смертельно напуганного «величием России», только в которой – по словам участников этого прообраза ЗОГ - могут«расти» такие монстры как «зои космодемьянские и александры матросовы».
...........


Лапшин, пришедший на смену отозванному начальством Пекельнику, добавил в картинку еще одно недостающее звено. Бывший тренер по гимнастике, живо интересовавшийся марионеточной вудуистской природой мясных машин советского спорта (из-под его пера вышли сценарии «Тренера», «Права на прыжок» и «Чуда с косичками»), и, в конце концов, окончательно ушедший в зомби-кино (замеченными зрителем удачами второй половины 80-х стали «День гнева» и «Следы оборотня»), подсказал Александрову великолепный сюжетный и визуальный ход. Попавшая в конце войны под советскую бомбежку «Лира» восстает из мертвых в клинике кадавров безумного доктора Александра Сергеевича. Жуткая сцена, в которой из прорезей для глаз на наглухо забинтованном лице Орловой вдруг начинают медленно прорастать пятисантиметровые накладные ресницы (несомненная цитата из «Глаз без лица» Жоржа Франжю; впрочем, Александров охотно цитирует все подряд – от собственной «Весны» до «Бриллиантовой руки»), становится символом бесконечного советского зомби-чекизма - истории о вечном возвращении живых мертвецов, тянущих за собой в небытие все, что еще по их недосмотру живо. «Уходят павшие не в землю, в тебя уходят и в меня»,- предупреждает будущих зрителей великолепного александровского ромвамзомком-мэшапа истошным закадровым воем чекистский зомби-прихвостень Иосиф «Пирамидка» Кобзон.

https://moskovitza.livejournal.com/50948.html?fbclid=IwAR0RGpuIVjN44-js7Ccc_AGaL-_Bocx8zIPn7WCHZnPkAePAX8OAoKQEBqk


ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА


Когда спустя 4 года в прокат вышла первая серия киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир», посвященной событиям Отечественной войны 1812 года, в кинотеатры ломанулись уже 58 миллионов человек: благодарные зрители «Гусарской баллады» взяли с собой 10 миллионов друзей и знакомых, чтобы приобщить их к удивительному миру поручика Ржевского. Но пьяница и охальник Ржевский, казалось, промелькнувший на секунду в сценке кутежа у Долохова, где безобразно кривляющиеся напомаженные мхатовские старики изображали молодых гуляк, так и не появился в повествовании, уступив место на экране режиссеру Бондарчуку и его прикормленной камарилье, беззастенчиво впаривавшей ошарашенным зрителям байки на тему «героической победы народа в отечественной войне», интенсивно раскручивавшуюя с 1965 года в рамках новомодного сусловского победобесия.

Вместо экранизации толстовской мыльной оперы (или «английского семейного романа», как аккуратно выразился Виктор Шкловский, не заставший бума теленовелл) Минкульт и Минобороны- кураторы постановки - вывалили на зрителя громоздкий гезамткунстверк, чиновничий манифест на мотив набившего оскомину лозунга «Народ и партия едины». Слоган этот, впервые появившийся в передовице «Известий» на третий день после смерти Сталина и за странной своей якобы-очевидностью скрывавший заложенный в его основании принцип апартеида, был призван закрепить статус нового дворянства за партийной номенклатурой, обросшей за годы сталинской консервативной революции спецраспределителями, отдельными квартирами с черным ходом для прислуги, ведомственными поликлиниками и санаториями. «Народу» - частично расконвоированной в том же 1953 году и ютившейся по гнилым посадским баракам черни – в этой конструкции отводилась привычная роль крепостных, которых «дворянство» одновременно использует в интересах своего суверена (в обеих «отечественных» войнах Россия была задействована Англией как ее «континентальная шпага» с целью воспрепятствовать очередной попытке становления единой Европы) и опасается (суеверный страх перед неким «иным народом, который мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь», проявился в отказе «дворянства» вооружить ополчение, выпущенное на превосходящие силы противника с рогатинами в 1812 году и с лопатами в 1941-ом).

Фрустрация зрителей, лишенных полюбившегося героя и вместо гусарской баллады уловивших знакомый запах тюремной баланды, отразилась на показателях посещаемости: на четвертую серию эпопеи в 1967 году пришло уже меньше 20 миллионов человек, при том что на просмотр сгоняли роты солдат и школьные классы. И тогда зияющая пустота между зрительскими ожиданиями и бюрократической кинопошлятиной, между рабами и господами, аборигенами и колониальными управляющими, думающей матом слободской гопотой и самопровозглашенными наследниками франкофонной карго-культуры русского дворянства – словно по мановению волшебной палочки (или по чьему-то хитроумному устроению, подозрительно напоминающему клапан в паровом котле) – заполнилась самым  известным мэшапом современности– корпусом анекдотов о поручике Ржевском во вселенной эпопеи Толстого-Бондарчука.

https://moskovitza.livejournal.com/50934.html
Tags: кино
Subscribe

  • английский комиссар

    14 августа в штаб Барклая прибыл через Стамбул, Бухарест, Киев представитель английского правительства, «комиссар» Роберт Вильсон. С…

  • =

    Временный Комитет Государственной Думы во главе с председателем ГД (и камергером) Родзянко, возникший в дни Февраля, ещё до отречения императора.…

  • С.Л.Франк. De profundis

    Сборник статей о русской революции (1918) Из глубины \фрагмент\ Казалось бы, дьявольское наваждение, нашедшее на нас, уже кончается, и петух,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments