Вл.Чикунов. ЛЕНИН И НЕМЦЫ (ФБ) https://www.facebook.com/groups/dontlikeUSSR/permalink/1992047584261617/
-- с небольшими сокращениями.
Если ваше раннее детство тоже пришлось на советские годы, не помните, как вы в то время воспринимали немецкую нацию?
Хорошо помню, что лет с трёх и до семи-восьми, то есть примерно с 1986 по 1991, слова «немец» и «фашист» были для меня абсолютно тождественны. И оба они выражали эсхатологический образ врага.
Немцы, немцы, немцы
На нас напали немцы
Нас убивали немцы
Немцы наши враги
Не помню, кто впервые рассказал мне об этом. Кажется, это сакральное знание было со мной изначально. Оно вливалось с материнским молоком и вместе с понятием о Ленине – нашем вожде – оседало во внутренних органах, накапливаясь постепенно с каждым новым приёмом пищи. Ленин и немцы были для меня такими же элементами повседневной реальности, как папа и мама, как конфеты и санки, как кубики и колготки, как ангелы и черти. Впрочем, последние сосуществовали в основном с прабабушкой, и закрепиться в моём ментальном поле, несмотря на все её усилия, так и не смогли.
Война в такой системе координат понималась как самое страшное из когда-либо случавшегося на Земле. Она была повсюду, от неё нельзя было уберечься. О ней говорили дома и в песочницах, на лавочках и в ходе застолий. В неё играли дети, её носили на пиджаках взрослые. Она подстерегала на полках Детского мира, поучительно смаковала себя в детском саду, горбилась заросшими холмиками бомбоубежищ и приходила в гости пластмассовыми подарками. Она без стеснения показывалась с экрана в виде бомбёжек малюсеньких городков, чёрных разрывов пузатых бомб и громадных клеток, забитых обувью и человеческими волосами. Вместе с несущими её немцами война была неотъемлемым атрибутом повседневности.
Эсхатологический ужас притупляла лишь надежда, что та война была мировой, а стало быть, последней в истории человечества. Ведь «мировая» – значит та, после которой наступает вечный мир. Предательское порядковое числительное в названии несколько сбивало с толку и настораживало. Видимо, со второй попытки помирились уже окончательно. Ну правда, ведь больше-то с тех пор никто ни с кем не воевал. Надо ли говорить, в какое отчаяние повергло меня безжалостное разъяснение папы: «Нет, мировая – это когда весь мир воюет». Никогда больше не боялся я смерти так сильно, как в детстве.
....
Как можно было считать немцев за людей после всего этого? Когда по телевизору рассказывали, как Горбачёв встречался с канцлером Колем, я был в недоумении. О чём нам говорить с фашистами? Их надо уничтожать. Взрослые обсуждали прелести немецких автомобилей. Как можно восхищаться техникой фашистов? Они что, предатели? В некоторых выпусках передачи «Детский час» вместо уроков английского языка с инопланетянином Маззи мне подсовывали немецкий с Йоханнесом Шульцем. Да что ж такое!
Как-то мне купили две модельки самолётов для склеивания. «Гэдээровские, - сказал папа. – Из Германии. Значит, качественные, не то, что наши». «Фашистские», - ужаснулся я.
В одном наборе был истребитель Су-7.
- «Су» – потому что его построил авиаконструктор Сухов.
В другом - гидросамолёт Бе-6.
- «Бе» – значит Бериев, не путай с Берией - сталинским палачом.
- А Берия – он немец?
Так я впервые услышал о Берии. О Сталине я знал уже давно. Его портретик висел в коридоре у маминой родни возле двери в туалет, под выключателем.
- Это мой дедушка?
- Это товарищ Сталин – враг народа.
- А он почему здесь висит?
- Так это он сейчас враг народа. А раньше он знаешь кто был? Отец народов.
Одна воспитательница пыталась понизить градус: «Ребята, запомните, если вас кто-нибудь спросит, мы воевали не с немцами, мы воевали с фашистами». Но это помогало мало. Дети играли в «наших» и «немцев». Чапаев, как и неуловимые мстители, сражался с немцами. Бумбараш, Джеки Чан, Александр Невский и Индиана Джонс – все их противники были немцами. Отец рассказывал, как ещё в шестидесятых, гостя у родственников в Абхазии, он попал в деревенский клуб. Показывали мексиканский приключенческий фильм о временах Второй французской интервенции. Босоногая шантрапа, просочившаяся на сеанс через окна, и живо переживавшая сюжетные коллизии, сходу окрестила главных героев-мексиканцев «нашими», а их французских антагонистов, разумеется, «немцами».
«Немецкий крест» был самым зловещим сакральным символом эпохи. С большим трудом едва-едва он нейтрализовывался и отчасти искуплялся нашей звёздочкой. Знаменитый перестроечный тезис: «Ленин – гриб», - детский лепет в сравнении с вторично за столетие набиравшим обороты: «Ленин – немецкий шпион». Вот он - самый фантастический оксюморон моего детства. Не пожелаю никому такого когнитивного диссонанса.
А отец мечтал навсегда уехать из «совдепии» в Германию.
- К поганым фашистам?
- Да это не те немцы. У них лучшие в мире дороги и машины.
Вот какую картину мира формировала тогдашняя пропаганда.
А как она воздействовала на вас?
И как обстояло у тех, чьё детство выпало уже на ельцинские годы?
И какое теперь место в сознании ваших детей занимают немцы, война и свастика?
...................
коменты (выборочно)
-- В моей семье никто и никогда не говорил о немцах как о"фашистах", захватчиках. Мой отец воочию видел немцев и всегда отзывался и отзывается о них очень хорошо, называя трудолюбивым и талантливым народом.
-- Уйма народу, у которых это всё остаётся единственным знанием в жизни. А хорошее от фашистов-это оптический обман.
-- У нас нормально относились, соседи были Штейны, жили дружно, огород правильно ростить учил, сокласницы были и тд. (К.Туарбаев)
-- У меня ничего отрицательного к немцам не воспиталось. Всё-таки делали различие между нацистами и "обманутыми капиталистами-фашистами" немцами. Напротив, наш детсад в Госпитальном переулке посещали дети офицеров Бронетанковой академии, в которой учились и немцы из ГДР. Немец мальчик Енц был моим лучшим детсадовским другом. С нами он весь день говорил по-русски. А с отцом, который вечером приходил в мундире с серебрянными погончиками, по-немецки. До сих пор люблю немцев.
-- Да, в моём детстве слова "немцы" и "фашисты" были синонимами. Но, довольно рано (где-то в классе 2-м) я узнал, что товарищ Сталин сажал людей в тюрьму ни за что. Это было перед самым началом "Перестройки".
И когда начала открываться вся правда про Сталина и про его режим, то тут всё стало становиться на свои места...
-- А у меня был такой случай. Мне было 8 лет. Моя семья отдыхала в подмосковной станице кажется Загорянка. Папины гости приехали из москвы. Один из них великолепно играл на губном гормони и пел немецкие песни. И они мне понравились, я хотел с ним петь вместе. Иногда хором пели его песни. В общем мне было весело. Потом хозяйка дома тётя Маша начала возмущаться. И гость то же стих. А на утро уже его не было. Моему возмущению не была предела. Я начал капризничать, хотя меня наказывали, но я не унимался. Наконец мама объяснила, что мать теть маши плакала когда слышала эти песни. Она не могла слышать эту речь... (когда успели в подмосковье настрадаться от немцев?)
-- Мой дед всю войну прошел, "от и до". При этом немецкие песни, музыку очень любил.
-- Я совсем из другого поколения, выпускник детского сада 1956 года. Воевали мы, в моем сознании, всё-таки с немцами, а не просто с фашистами. И мы в детстве дразнили фашистом нашего одноклассника Вилли Цвейгардта, потомка поволжских немцев, сосланных в наши среднеазиатские края в военные годы. Дразнили беззлобно, он был мальчик добрый и мягкий. Но ему, понятно, было обидно. Однако в детстве я об этом не задумывался. Сейчас живёт в Германии, и я с ним дружу в Одноклассниках.ру.
А у моего младшего брата в молодые годы был длинный и бурный роман с поволжской немкой, разведенной симпатичной женщиной старше него на несколько лет, которая дважды выходила замуж за двух русских, и оба её мужа оказались мудаками, оставили ей по ребенку и исчезли из ее жизни...
А когда я учился с 1976 по 1982 гг. во 2-м московском мединституте, и было мне уже под 30, мой юный, на 10 лет моложе, однокурсник из ГДР Дирк Вернике пришел однажды в общежитие (мы с ним жили в одной комнате) чернее тучи. Он рассказал, как он с группой земляков шел по московской улице, они громко разговаривали по-немецки и смеялись. И тут на них накинулась какая-то ненормальная женщина, стала бить их сумкой и обзывать фашистами. Он был поражен тем, как яростно она его ненавидит. Я его обнимал и утешал, как мог. Рассказывал про своих друзей-немцев: про одноклассника Вилли, про уехавшего к тому времени в Германию (разумеется, в Западную) своего любимого учителя немецкого языка Марклена Курца, про своего немецкого племянника, который тогда всё ещё жил с мамой в Туркмении. В общем, он успокоился, но травму это ему нанесло глубокую. А ещё одной травмой для него, члена Социалистической единой партии Германии, оказалось открытие, что СССР далёк от того образа, который рисовала ГДРовская пропаганда: наша страна оказалась вовсе не тем образцом, к которому, как к идеалу, якобы должны были стремиться восточные немцы.
-- В моём детстве, в наших аулах много немцев было, так что детьми мы уже понимали разницу. ...Кстати и на казахском разговаривали лучше всех. Хотя были и русские и украинцы, но немцы почти все хорошо разговаривали на казахском и взрослые и дети.
-- Нужен враг, желательно побежденний, в кого можно плевать и бросаться навозом, сейчас новий враг "проклятий бендеровци", "саудити", и "англичанка, которая гадит", без образа врага постсовки не могут жить, надо, обязательно, кого то ненавидеть.
--... Эренбург объяснял появление статьи (Убей немца) тем, что он порой наблюдал в начале войны - у воинов не было ненависти к немцам, пытался этим текстом вдохновить их "убить немца". В ответ на статью немцы стали больше убивать евреев, считая их виновниками всего кошмара, террористических актов и тп.
-- У меня ненависть к немцам пришла, когда в 4-м классе начался немецкий. В учебниках были самые нужные (от слова нужник) темы: каким должен быть социально активный человек, общественно-полезный труд, социалистическая единая партия Германии во главе с Эриком Хоннекером и прочая мура. Нахрена нам надо было всё это в детском возрасте знать - известно только партии и правительству. ...
Думаю многие так же как и я помнят этот маразм, кто в школе изучал немецкий))))
Каково же было удивление, когда, уже изучая немецкий в вузе, выяснилось, что это нормальный язык, красивый, по-своему выразительный, вузовская программа обучения намного проще школьной, а немцы довольно неплохие общительные и работящие ребята, но при условии когда исчезла эта идеологическая шелупень из обучения.
Это ж какими надо было быть садистами составителям этого учебника, чтобы вызвать неподдельную ненависть к языку и народу! Будь проклят этот вонючий совок)))))
-- В детстве все хорошие это русские, плохие-немцы. А в армии (советской) был у нас в батальоне Фердинанд Майер(Федя по-нашему). Хороший парень,никаких ассоциаций. Видимо,повзрослели. Так что,пора всем взрослеть и не искать врагов.
-- ...У нас в Литве немец был синонимом порядка и организованности.
В моём родном городе в Литве была довольно большая община Лютеранов. Моя соседка была лютеран. А лютеран это синоним немца
-- Мы жили в городе, Рустави (Грузия), который строили пленные немцы ( строительство металлургического комплекса началось в 1940 году, но было остановлено из-за войны, а после войны согнали туда пленных немцев, они -то и строили, а заодно и город расстраивали. Квартиры в домах, которые были ими построены стоили в разы дороже квартир в домах построенных после). Моя бабушка с папой переехали в Грузию из Владимирской области после войны. В то время в России был ужасный голод. Папа рассказывал как они бегали по ночам на картофельные поля и выкапывали прогнивший картофель, который не был убран, и ели его (а по ночам потому, что если бы поймали за этим делом, была бы статья за расхищение соцсобственности). А муж бабушкиной сестры был офицером, после войны его часть находилась в Грузии. И еды там было в изобилии. Вот бабушка с папой моим и перебрались в Грузию. Папа рассказывал о пленных много историй, в никогда ничего плохого, как о нормальных людях. Как они пацанами бегали подкармливали их потому что те были постоянно голодными.
Однако, я насмотревшись всех этих фильмов про войну, в которых фашисты всегда отождествлялись с немцами, была уверена, что немец=фашист. Моя первая учительница (1980) была дама пожилая. Ее звали Штальберг Надежда Петровна. Я ее любила. И вот однажды один из моих одноклассников с ехидством сказал: "А знаешь, что муж Надежды Петровны - немец?" Меня это так возмутило. Потому что так же как и для меня , для него немец=фашист. Ну не мог никак немец=фашист быть мужем моей любимой учительницы. До сих пор помню этот случай, настолько он меня потряс...
-- В моё время кроме фильмов о врагах-нелюдях-немцах, показывали и немало других - о гражданской войне и революции. Там нашими злейшими врагами были "белые". Мои товарищи по играм во дворе не различали их уже и будучи школьниками, а я, убедившись в бесплодности попыток объяснить и дифференцировать наших врагов , эти бесплодные попытки прекратил.
В моей семье немцев не очень любили, однако старшие не скрывали от меня своего пребывания на оккупированых территориях и контактах с проклятыми фашистами, а мама, которой тогда было не больше двух, даже помнила вкус конфет, которыми эти злодеи её угощали, а бабушка однажды вспомнила слова маленькой мамы "ай-лиля" - подражание тогдашнему широко распространенному приветствию. Так что я более-менее всё понял уже в довольно раннем возрасте, а моё общение с пожилыми людьми посёлка, выжившими в тяжелые годы, годам к 12-то дало понимание того, что советские партизаны зачастую были большей опасностью, чем нацистские оккупанты.
-- "Хайль Гитлер" - "Ай - Лиля" - прелесть какая! Представляю, как маленькая ляля лепечет!
-- Интересно, как моя мать (1938 года рождения) спокойно учила, живя в России, в Ярославской области, немецкий? И никогда от него не пряталась под кровать. И голод пережили, и тюрьму, и смерть двух сестер (одна от голода, вторая в начале войны не помню от чего). Слюнявый пост.
--- Когда мне было 5 лет мой 8-летний двоюродный брат рассказал что в темной кладовке живут привидения,чудовища и НЕМЦЫ!Я реально боялась.
-- Любой спор, если собеседнику казалось, что ты якобы "замахнулся на устои", мог мгновенно разрешить его вопрос: "Так ты что же, фашистов защищаешь?"
То есть тебе могли простить почти всё, но вот защищать фашистов было нельзя! Несмотря на то что любой человек, даже закоренелый преступник, имеет право на защиту.
А вот фашистов защищать нельзя! По неписаным советским законам, потому что фашисты считались "нелюдями". Да, такое вот расчеловечивание персонажей, вполне себе допустимое в советской литературе и в советской прессе.
Хотя расчеловечивание - это и есть самый характерный и точный признак фашизма! "Фашизма" - именно в советском понимании этого термина.
-- В 80-е и охотно играл в немцев во дворе. Так случилось, что в 84 показали почти подряд "Архив смерти", "Ставка больше, чем жизнь", ну и, конечно, мгновения-мгновения. Результат был ошеломляющий : в моем социально небланополучном дворе, ли в районе, все перевоплотились в сс, гестапо, сд. Помню как какой то детина полувшутку мучил малыша, приговаривая" ты есть русский партизан". Так что ВОВ была повсюду, но отношение к немцам было не то чтобы враждебным, а скорее мистическим. Не забудем, что племена с архаическим сознанием всегда поклоняются силе, от кого бы она не исходила...
-- У нас в садике многие думали, что в Германии идет война. А я уже тогда, рисуя войну, изображал подбитие советского танка немецким, а не наооборот, как все. Потому что взрослые говорили, что у ссср потери были больше.
--- Я понимаю, что не все немцы были нацистами, но не могу слышать немецкую речь. Она для меня - символ войны и Холокоста.
-- ...Те же самые люди, которые заявляют, что "не переносят немецкого" зачастую искренне недоумевают: "И почему эти прибалты (чехи, венгры, "проклятые хохлы", румыны, поляки и т. д...) морщатся, когда слышат русскую речь? За что, за что они так ненавидят язык Пушкина и Тургенева? Завидуют нашей великой культуре?"
--- В Германии (лет 6 назад), около Гейдельберга, в лесу -- вдруг вспомнила, как часто в фильмах про войну показывали немецкий лес с пронумерованными деревьями(!!!) -- боже, сколько лжи на нас вылили, да и еще льют.
-------------------
мой рассказ
Я училась в очень маленькой начальной школе, где было всего две комнаты для классов, и у нас были сдвоенный классы: 1й с 3-м, 2й с 4м. И вот, когда уже начался учебный год, приходит к нам сразу несколько новичков. Это были дети из военного городка, и все прямиком из ГДР. Что это были за дети! Как они были одеты, какие у них были пеналы, портфели, ручки, игрушки!
Никаких когнитивных диссонансов при этом у меня не было. У меня и у самой были немецкие игрушки, кукла-красавица в баварском платья (правда. я потом узнала, что оно баварское), отличный набор настольных игр, очень яркое детское лото. Так что немецкое ассоциировалось с ними -- да и в кино немцы были такими же нарядными часто))
А еще были две любимые книжки -- Злоключения озорника и Папа, мама, 8 детей и зеленый грузовик. Про 8 детей -- шведская, но, в общем, рядом.
Была еще немецкого производства трикотажная жакетка на молнии - - редкость в ту пору, носила ее не один год, хоть и росла))
Если говорить о самом плохом для меня в ту пору -- это была необходимость носить школьное коричновое платья с черным фартуком, ужасный шелковый галстук и БАНТЫ!!!!! -- вот что я ненавидела всей душой. 10 лет в одном коричневом платье!!!! и воротнички пороть - пришивать! -- врагу не пожелаешь))) А ведь кроме школы особо некуда было ходить.
Где-то в 5-м классе появились колготки -- это был прорыв! у меня была одна пара, почему то зеленые... все время зашивала.
Вообще, одежду в основном сами шили, даже пальто.