Очевидно, она была, но все же не такая уж безпросветная, думаю....
Берберова купила со своим вторым мужем дом в Лонгшене, где они жили во время войны.
Постоянно там у них гостили люди: Бунин, Керенский, другие.
И у Цветаевой -- подбирала оставшиеся овощи вечером на рынке -- и все же привезла в Союз парижские платья.
Трудно сказать... Чужая жизнь -- потемки.
Но то, что прибедняться многие любят -- это факт.
Смогла бы я сама освоиться в Европе? Мне кажется, что смогла бы, если в молодости там оказаться. И уж точно ностальгия не была бы проблемой -- никогда ее у меня и не было.
Моя родина -- это мой дом.
Дом в порядке, значит все хорошо и душа спокойна.
Описывает Берберова случай с немецким парашютистом -- он упал в лесок неподалеку и француженка, пожилая женщина, понесла ему воду. Он сломал себе ноги. Это при наступлении немцев. Потом французские власти его забрали в плен.
Описывает с неприязнью сеанс Вохеншау: вермахт входит в париж, Компьен. А что было в этом Компьене 20 лет назад -- ни звука. Гитлер ведет себя вульгарно -- ну, как же может быть иначе))
--------------------
Лонгшен на фото найти не смогла (попался какой то китайский ЛонгшенЬ) -- но вот одна из деревеь Франции, Lapopie. Боже! -- как можно не обожать это?

Самолеты летят бомбить Лондон -- это видит (с ужасом за англичан) -- а как самолеты летели бомбить Берлин не видела и не знала.
Арестовали русских из видных эмигрантов: пишет, что их арестовали именно как русских. Потом -- через два предложения -- оказывается, что они были масоны.
Вот такие свидетельства очевидца.