
Максим Шмырев \ФБ\:
К теме изображения "условного противника". Некогда, на во время одного из первых телемостов "СССР – США" были показаны карикатуры: кто как друг друга представляет. Советские изображали условного буржуя, проститутку, гангстера и еще кого-то. Было ясно, что художник (и советская аудитория) симпатизирует этим образам: они выглядели дерзко и привлекательно. "Аморально" – да, но "мораль" в то время уже высмеивали даже школьники младших классов.
Американские же карикатуры не содержали никаких моральных упреков. На одной из них, которую я запомнил, бабы в телогрейках убирали какой-то нескончаемый снег у мелких, утонувших в сугробах домов. Они были гораздо обиднее, чем советские, они показывали тусклую жизнь, в которой нечему завидовать и даже нечему ужасаться.
Эти карикатуры воплотили две придуманных химеры – и скоро начнется великий советско-российский поход от заснеженных домов и телогреек к гангстерам и проституткам. И произведен он был максимально карикатурно.
_________
Точно на эту тему есть картина немецкого художника Герберта Смагона. По поводу сноса берлинской стены. Из за стены выходят серые ряды и сталкиваются с миром борделей и американской жвачки.
Дело в том, что и серые и радужные суть материалисты. Между ними нет идеологической пропасти. Просто вторые получили свою жвачку, а первые к ней стремятся.
Между двумя мирами ещё такая разница. В сером мире быть не серым гораздо, гораздо труднее, чем в мире разноцветном сохранить чувство меры.
А сегодня радужность зашла в тупик, и в ответ серые поднимают на пьедестал свою серость.