gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

был ли Ремарк коммунистическим агитатором?

(Единственная понравившаяся мне иллюстрация -- а машина с правым рулем -- твою ж мать...)

Мир знает, что делали немцы, но не знает, что делали с немцами.(с) -- впрочем, Ремарк кое что об этом говорил, о том, что делали с немцами. Но кому же это интересно? Продается только антифашизм -- больше ничего.

Из комментов к посту Максима Шмырева (ФБ).


=Эрих Мария Ремарк стал весьма переоцененным автором. Его романы о ПМВ и ВМВ слабы, большая часть других – почти нечитаема. Но есть "Три товарища" – и это искупает многое. Этот фрагмент я перечитывал много раз.=

"Потом Жаффе рассказал мне, как всё произошло. Сразу после разговора со мной Кестер позвонил Ленцу и попросил его быть наготове. Затем он вывел «Карла» из гаража и помчался с Ленцем в клинику Жаффе. Дежурная сестра сказала, что профессор, возможно, поехал ужинать, и назвала Кестеру несколько ресторанов, где он мог быть. Кестер отправился на поиски. Он ехал на красный свет, не обращая внимания на полицейских. Он посылал «Карла» вперед, как норовистого коня, протискиваясь сквозь поток машин. Профессор оказался в четвертом по счету ресторане. ...  \и далее весь эпизод\"

В основном комментаторы согласны.  Один назвал Ремарка красным пропагандистом.

-- Типичный предатель. Красный пропагандист. Это не литература. Агитки. Дошло дело до Нобелевской премии. Кто это сделал и зачем?

--  Не дали ему премии. Успокойтесь.  Не достаточно левый был для них. В СССР был на задворках, кстати. Не в пример Хемингуэю.


Да и на Западе, был очень популярен в народе (тиражи!), но в высшие круги, к "избранным" не пускали.  Не той породы.

А сейчас да, здесь лепят из него прямо антифашиста антифашистского.  А либералы сделали просто любовником Марлен Дитрих.

Моё по теме:

Это литература. Хотя некая переоцененность тоже есть, согласна.  Ремарк творил в эпоху, когда антифашизм казался абсолютно справедливой идеей почти всем. Это его оправдывает.

Первый роман Ремарка, Приют Грёз -- просто традиционалисткая сага. Успеха не имел. Ремарка сблизил с либералами пацифизм. За пацифизм его осуждать трудно... После бойни 14-18 годов редкие пассионарии осуждали пацифизм. Из-за пацифизма либералы подняли Ремарка на щит, соответственно национал-социалисты осудили как чужака. Если бы Ремарк не сбежал, что бы с ним было? только за одни прошлые книги его бы не посадили, уверена. Другое дело, что англоманские либералы к нему бы клинья подбивали как пить дать. И подставить могли легко.
Начиная с Арки -- у Ремарка исчезает тема любовной верности, которая придавала его книгам правильный стержень. И -- случайно ли? -- не возвращается прежняя популярность...

Триумфальная арка -- переломный роман,  резкий уход в либеральность, даже левизну.

-- С образом дворянина Бориса, мечтающего отомстить убийцам своих родителей?

--  Мечтать не вредно. Мечтал да не отомстил. И не мог в том положении (импотентном), в которое поставил его автор.
В  новом правильном мире мстят только фашистам!

И после Равика -- импотентами становятся все герои Ремарка...

В целом Ремарк, конечно, остался между линий борьбы.  К коммунистам не примкнул, и на родину не вернулся,  умер в Швейцарии (рядом).

Tags: книги, немцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments