gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

ИСПОВЕДАНИЕ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

Принято считать, что большинство древних германцев в 5-м веке по Р.Х. были или язычники, или ариане. Имею в виду не внутреннее разселение, а тех, кто уже соприкоснулся с Ойкуменой. Но данное утверждение требует большей стратификации.

Тема арианства как национальной религии древних германцев — есть продукт немецкой протестантской мысли. И имеет чисто идеологические основания против папизма, и позже в рамках Kulturkampf’a. Постоянно подчеркивалось, что только франки оставались верными чадами Римской Церкви. Но сие утверждение, при проверке, является всего лишь каролингским трендом. Так мы выясняем, что и бургунды были верны и др.народы.

Мои изследования в основном касались Готов, и по ним сложилось большее понимание. Известно, что готы были наиболее культурным народом среди иных германцев, даже по римским нормам. Начало христианства разные поместные Церкви любили связывать только с собой. Так Каппадокийская Церковь настаивала на некоем Евтихе, Римская — на своим миссионерах, Трапезундская — на бывших пленниках, т .д., и т. п. Интересно, что сама Готская Церковь, не отвергая наличия всяких миссионеров среди своих многочисленных племен, свое преемство прямо возводила к Апостолу Андрею и имела особый день его памяти , связанный с высадкой его в Скандинавской Готии. Есть серьезное преувеличения масштабов арианства среди готов. Например, остготы едва ли были и наполовину своего состава арианами. Так, мать короля Теодориха, - православная Ерелива, с именем Евсевии. (Возможно, она - герульского происхождения, Ererilieva.) Иное соотношение имело место среди вестготов. Там. Действительно ариан было больше половины. И сие, вероятно. Связано еще периодом пребывания на Дунае, т.е. с миссией Ульфилы. Собственно, арианство среди всех германцев, и готов в частности, имеет один корень — господствующее исповедание в Римской Империи, коей они служили федератами. Только после распада гуннского каганата и низвержения арианства — имеются попытки устроить арианство в качестве национальной религии среди германцев. Не последнюю роль в данном процессе играли арианский клир, бежавший из Империи.

Прокопий Кесарийский пишет: «В прежнее время готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всём же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями.» («Война с Вандалами» кн.1, 2.2), однако, в другом трактате «О постройках» указывает, что живущие в Крыму готы не только не последовали за Теодорихом, но сами строго православные и даже ни о каком арианстве не слышали. Представялется, именно в сем замечании лежит ключ к понимаю ситуации среди готов. Готы имели вполне отлаженную Церковь еще до Миланского эдикта. Так, их епископ Феофил (искаженное готское Thjödila) – участник 1 Вселенского Собора. Но произошло кое-что еще: при Констанции была изгнана «в пределы Скифии» одна из христианских еретических сект во главе с неким старцем Авдием. Авдиане, «идя вперед, в самую внутренность Готии, огласили христианским учением многих готов, и с тех пор в самой Готии возникли монастыри, общежития, обеты девства и строгое подвижничество». Эти сведения мы находим у Епифания, бывшего епископом Кипра с 367 по 403 г. (Epiph. Aduer. Haeres., 2, 1, 1-2, 15). Авдиане, ничем не разнясь в догматическом учении, являлись ригористами христианской жизни. Мое мнение слоняется к тому, что хрейд-готы (минимум) являлись, при некоем авдианском влиянии, строгими «староникейцами», не принимавшими, не только арианстиво, но и новоникейскую теологию. Данный фактор потом, вероятно, очень смущал многих византийских авторов.

Единственным народом среди германцев, кого можно назвать арианским, я могу идентифицировать только вандалов. Арианство пришло от вестготов в том числе, как некий культурный компендиум. Примечательно, что определенный процент вандалов (в том числе и из королевской семьи) продолжали оставаться кафоликами, о чем свидетельствует ряд мест в текстах еп.Виктора. Инициатором обращения целого народа арианство стал небезызвестный король Гейзерих, который «как говорят сделался первым отступником от католической веры, перейдя в арианскую ересь».

Однако, при последующей ликвидации арианства, как церковной системы на территории Римской Империи, ее реликты, несомненно еще долго сохранялись вне ее пределов, т. к. в самом барбарикуме. Так появление у кн.Владимира странного Символа Веры с арианским исповеданием, на мой взгляд следует относить именно к сему наследию-реликту. Могу идентифицировать древлян, как тервингов, но вот князь Мал — очевидно Амал, и его дочь Малуша четко имеет полное имя — Амалафрида. Сие имя — династическое, и принадлежало сестре Теодориха Великого. Она и сама была строгой арианкой. Очень вероятно, что тервинги имели у себя правящей арианскую ветвь династии Амалунгов.



Принято считать, что большинство древних германцев в 5-м веке по Р.Х. были или язычники, или ариане. Имею в виду не внутреннее разселение, а тех, кто уже соприкоснулся с Ойкуменой. Но данное утверждение требует большей стратификации.

Тема арианства как национальной религии древних германцев — есть продукт немецкой протестантской мысли. И имеет чисто идеологические основания против папизма, и позже в рамках Kulturkampf’a. Постоянно подчеркивалось, что только франки оставались верными чадами Римской Церкви. Но сие утверждение, при проверке, является всего лишь каролингским трендом. Так мы выясняем, что и бургунды были верны и др.народы.

Мои изследования в основном касались Готов, и по ним сложилось большее понимание. Известно, что готы были наиболее культурным народом среди иных германцев, даже по римским нормам. Начало христианства разные поместные Церкви любили связывать только с собой. Так Каппадокийская Церковь настаивала на некоем Евтихе, Римская — на своим миссионерах, Трапезундская — на бывших пленниках, т .д., и т. п. Интересно, что сама Готская Церковь, не отвергая наличия всяких миссионеров среди своих многочисленных племен, свое преемство прямо возводила к Апостолу Андрею и имела особый день его памяти , связанный с высадкой его в Скандинавской Готии. Есть серьезное преувеличения масштабов арианства среди готов. Например, остготы едва ли были и наполовину своего состава арианами. Так, мать короля Теодориха, - православная Ерелива, с именем Евсевии. (Возможно, она - герульского происхождения, Ererilieva.) Иное соотношение имело место среди вестготов. Там. Действительно ариан было больше половины. И сие, вероятно. Связано еще периодом пребывания на Дунае, т.е. с миссией Ульфилы. Собственно, арианство среди всех германцев, и готов в частности, имеет один корень — господствующее исповедание в Римской Империи, коей они служили федератами. Только после распада гуннского каганата и низвержения арианства — имеются попытки устроить арианство в качестве национальной религии среди германцев. Не последнюю роль в данном процессе играли арианский клир, бежавший из Империи.

Прокопий Кесарийский пишет: «В прежнее время готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всём же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями.» («Война с Вандалами» кн.1, 2.2), однако, в другом трактате «О постройках» указывает, что живущие в Крыму готы не только не последовали за Теодорихом, но сами строго православные и даже ни о каком арианстве не слышали. Представялется, именно в сем замечании лежит ключ к понимаю ситуации среди готов. Готы имели вполне отлаженную Церковь еще до Миланского эдикта. Так, их епископ Феофил (искаженное готское Thjödila) – участник 1 Вселенского Собора. Но произошло кое-что еще: при Констанции была изгнана «в пределы Скифии» одна из христианских еретических сект во главе с неким старцем Авдием. Авдиане, «идя вперед, в самую внутренность Готии, огласили христианским учением многих готов, и с тех пор в самой Готии возникли монастыри, общежития, обеты девства и строгое подвижничество». Эти сведения мы находим у Епифания, бывшего епископом Кипра с 367 по 403 г. (Epiph. Aduer. Haeres., 2, 1, 1-2, 15). Авдиане, ничем не разнясь в догматическом учении, являлись ригористами христианской жизни. Мое мнение слоняется к тому, что хрейд-готы (минимум) являлись, при некоем авдианском влиянии, строгими «староникейцами», не принимавшими, не только арианстиво, но и новоникейскую теологию. Данный фактор потом, вероятно, очень смущал многих византийских авторов.

Единственным народом среди германцев, кого можно назвать арианским, я могу идентифицировать только вандалов. Арианство пришло от вестготов в том числе, как некий культурный компендиум. Примечательно, что определенный процент вандалов (в том числе и из королевской семьи) продолжали оставаться кафоликами, о чем свидетельствует ряд мест в текстах еп.Виктора. Инициатором обращения целого народа арианство стал небезызвестный король Гейзерих, который «как говорят сделался первым отступником от католической веры, перейдя в арианскую ересь».

Однако, при последующей ликвидации арианства, как церковной системы на территории Римской Империи, ее реликты, несомненно еще долго сохранялись вне ее пределов, т. к. в самом барбарикуме. Так появление у кн.Владимира странного Символа Веры с арианским исповеданием, на мой взгляд следует относить именно к сему наследию-реликту. Могу идентифицировать древлян, как тервингов, но вот князь Мал — очевидно Амал, и его дочь Малуша четко имеет полное имя — Амалафрида. Сие имя — династическое, и принадлежало сестре Теодориха Великого. Она и сама была строгой арианкой. Очень вероятно, что тервинги имели у себя правящей арианскую ветвь династии Амалунгов.

Tags: Х, яз.-хр.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments