gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

Павел Первый



Блажен, кто сохранил чистоту помыслов в идиллии уединения и трикраты несчастен тот, кто с этими своими помыслами не захотел или не смог остаться в этой своей идиллии и стал жить среди людей, чтобы сделать их совершенными. Горе ему и близстоящим его, ибо люди есть люди, их несовершенство – условие равновесия частей мира, а совершенства не бывает; совершенство – это утопия, патология, бред. И трикраты правы будут истощенные усовершенствованиями подданные, когда нарекут своего усовершенствователя беспощадной кличкой:

– Идиот!

Он был идиот только в том смысле, что низким душам никогда не постичь душу высокую – то есть толпа не способна понять благородную идею. Чем лучше Жан-Жак Руссо, или Монтескье, или аббат Сен-Пьер? «Общественный договор», «Дух законов» и «Проект вечного мира» – конечно, сочинения, более объемные, чем наказ Павла о государственной реформе, но ничуть не менее блаженные. В этих сочинениях еще более детально, чем в наказе, расписаны правила мироустройства. Отличие Павла от Руссо, Монтескье и Сен-Пьера только в том, что он стал в конце концов императором, а они не стали – вместо них другие начали устанавливать разумную справедливость, их идеи вживались в историю не сплошным потоком – в виде их собственных указов и манифестов, а постепенно – вместе с общим медленно-неспешным, от поколения к поколению, изменением жизни.

И кончилось тем, что их имена остались чистыми и светлыми знаками блаженных идей, а его имя утонуло в потоках клеветы и анекдотов.

* * *

Разумеется, на турецкую войну его все равно не пустили – по той же причине: по беременности жены. Правда, Екатерина не хотела сразу применять принуждение и месяца два волочила дело, полагая, что Мария Федоровна уймет его как-нибудь по-своему томными вздохами да слезами. Но он был неудержим, и тогда Екатерина вышла из себя и «паки изволила советовать великому князю остаться здесь до тех пор, пока великая княгиня разрешится от бремени <…>. Великий князь, быв сим предложением крайне недоволен, ответствовал, что ко удержанию его здесь и тогда какой-нибудь претекст найдется. Государыня, получа таковой отзыв, расположена была дать строгим образом чувствовать и словесно и письменно, что советы ея не иначе, как за повеления, требующие непременного исполнения, должны быть приемлемы» (Гарновский. № 4. С. 697 ).

Наконец-то найдена точнейшая, лаконичнейшая формула как их сообщения друг с другом, так и того генерального смысла царской жизни, который Павел крепко усвоил после долгих лет этого сообщения. Наберем еще раз эту формулу – жирным шрифтом, чтобы подвести итоговую черту под всеми диагнозами, прописанными раньше. Итак: советы ея не иначе как за повеления, требующие непременного исполнения, должны быть приемлемы. – Вот самый ближний прототип и Павлова самовластия и Павлова безумия. Можно, разумеется, припомнить и дальние прототипы – что-нибудь вроде: «А жаловати есмя своих холопей вольны, и казнити вольны же есмя» (Иван Грозный. С. 74 ). Но зачем заглядывать в инструкции XVI-го века, когда те же инструкции можно получить сегодня, в XVIII-м столетии. Конечно, теперь они смягчены приобщенностью общества к цивилизации, но логика их не переменяема во веки веков.

Это логика заботливого отца или заботливой матери – главы большого семейства. Я лучше знаю, что для вас лучше – таков приблизительный перевод этой логики на язык инвариантов.

То есть мы хотим сказать, что Екатерине не доставляло никакого эстетического наслаждения мучить сына (как, может быть, Ивану Грозному не доставляло особенного удовольствия казнить своих холопей). Конечно, тут не могло обойтись без ощущения своего властного торжества, но это ощущение проистекало от благих намерений: не пускать чад своих на ложный путь, по которому они собрались утечь.

Запретительные советы Екатерины или палаческий жезл Ивана Грозного – это разные способы спасения возлюбленных чад от ложных путей. Недаром Иван, переказнив своих лучших подданных, творил по ним теплые поминальные молитвы, а Екатерина, когда Павел все-таки вырвался наконец на войну, провожая его, от чистой души всплакнула (см. Храповицкий. С. 73 ). – Такова логика семейной жизни.


https://e-libra.ru/read/455201-pavel-i.html

Так называемое "увлечение солдатской муштрой" Петра III и Павла I, насколько я понимаю, учило подданных держать спину и голову перед самодержцами прямо и гордо, а не угоднически сгибаться в три погибели.(с)


Император Павел I заложил основы современной армии. Его военная реформа была выдающейся в российской военной истории, как и Сам Император.
Результатом военной реформы Павла было создание новых родов войск, строительство казарм по всей стране. Изменённая система организации и управление армией принципиально не изменилась до наших дней. Многое из правил службы, введённых новыми уставами, сохранилось и до нашего времени практически без изменений. При Павле значительно улучшилось положение солдат.

Из статьи Ю. Веремеева «В защиту императора Павла I»:

1.Павел ввел реальную дисциплинарную и уголовную ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат.

2. Ввел понятие "беспорочная служба" для нижних чинов. За беспорочную выслугу 20 лет нижние чины навсегда освобождались от телесных наказаний.

3. Регламентировал телесные наказания нижних чинов, особо отметив что "…оные допускать в крайних случаях, памятуя, что служат для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения".

4. Ввел впервые в Европе награждение нижних чинов знаками отличия орденов "св.Анны" и "донатом ордена св.Иоанна Иерусалимского".
Отмечу, что до этого, каких – то орденов или наград для солдат попросту не существовало и не только в России, но и в Европе. Вторым после Павла в истории Европы наградные знаки для солдат ввёл во Франции Наполеон.

5. Уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках.

7. Запретил офицерам и генералам отпуска более одного месяца в году.

8. Ввел отпуска нижним чинам по 28 дней в году.

10. Ввел для зимнего времени для часовых караульные овчинные шубы и валенки, причем в караульном помещении валенок должно быть столько, сколько требуется для того, чтобы каждая смена часовых надевала сухие валенки.

12. Приказал, чтобы лекарями в полк допускались только лица, сдавшие лекарский экзамен в Медицинской коллегии.

13. Под страхом каторги запретил делать удержания из солдатской зарплаты и под страхом смерти невыдачу солдатского жалования.

14.Учредил лазареты при каждом полку.

15. Ввел для отставленных от службы из-за увечий или прослуживших более 25 лет солдат пенсии с содержанием таких солдат в подвижных или гарнизонных инвалидных ротах.

16. Приказал умерших и погибших солдат хоронить с воинскими почестями, могилы передавать на присмотрение инвалидным гарнизонным ротам.


---------------

http://ltraditionalist.livejournal.com/96180.html?mod..

Судьба простого солдата заметно улучшилась при Павле. Телесные наказания отныне допускались только в крайних случаях, ибо они «служат для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения». Павел и не брезговал заниматься мелочами: он дал личные распоряжения, чтобы зимний мундир был введен как предмет формы, шубы находились в каждом караульном помещении и всегда было столько валенок, чтобы каждая новая смена караула смогла надеть свежие. Все эти правила действуют и по сей день. Павел защитил солдат не только от побоев и мороза. Личным указом он запретил использовать солдат в качестве рабочей силы в офицерских и генеральских имениях. Эти законы не остались пустым звуком. Наибольшая неприятность для некоторых слоев дворянства заключалась в том, что все эти указы и законы подлежали неукоснительному исполнению, что обеспечивалось угрозой ареста, ссылки, отставки и в отдельных случаях — смертной казни. И все это действительно исполнялось. Подобный ригоризм Императора (сегодня мы называем такое «правовым государством») обусловил почти повсеместную к нему антипатию и существенно облегчил его свержение и убийство.
Tags: РИ, анти-миф, личности, размышления, сравнения
Subscribe

  • Пять братьев

    Двое близнецы ...... Левашовская пустошь Из Вк

  • Из Тг

    Хроники заката цивилизации

  • =

    я тень от тени я лунатик двух темных лун Петр Эфрон .............. ох, вот необъятный источник для сплетен и пересудов -- жизнь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments