gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

"Шербурские зонтики" -- песнь поражения



Фрагмент

https://kirillovec.livejournal.com/607822.html?fbclid=IwAR3efgSfImWrDH34Gyps7EeFMNIc8oMP-xb1s6343OmkRIIS64KexNGUXpM

Есть впрочемъ еще одинъ слой этой пронзительно красивой по съемкѣ (импрессioнистской, рэйоннистской, если понимаете) кинокартины. Пораженіе.

Франція терпитъ пораженіе въ алжирской войнѣ, притомъ неудобно взваливать вину за это пораженіе на неоднозначнаго но считающегося національнымъ героемъ вождя Де Голля. ( Почти диктаторъ, съ чертами героя, критиковать коего въ лобъ людямъ чистаго искусства не комильфо.) Который сдалъ Алжиръ послѣ по сути выигранной войны противъ сепаратистовъ, сдалъ по просьбѣ своихъ англо-американскихъ кураторовъ, презрѣвъ воинскія успѣхи и жертвы своей арміи, волю народа, въ т.ч. немалой части самихъ туземцевъ, по сути покончивъ съ Франціей какъ съ колоніальной державой, и предавъ не только клерикаловъ и монархистовъ такъ довѣрявшихъ ему (предполагалось таки возродитъ законную монархiю), не только знать, къ которой принадлежалъ самъ (на этихъ слояхъ и на алжирской войнѣ онъ въѣхалъ во власть съ 1957), не только законодательство разсматривающее Алжиръ какъ не колонію а часть территоріи Франціи, но и массу жителей самой этой провинціи, -- въ общемъ организовавъ Пораженіе.

Не однимъ мной принято думать, что распадъ колонiальной системы (обошедшiйся человѣчеству въ большее число труповъ чѣмъ обѣ мiровыя войны) знаменуетъ собой конѣцъ мiровыхъ войнъ, и что въ 1945 мiровая война не закончилась, а только перешла въ иную фазу, цѣлью были именно колонiальныя владенiя, которыя желали уничтожить Американцы. Если это такъ, къ началу 1960хъ гг. то Францiя внѣ сомнѣнiя страна побѣждённая.

Пораженію соотвѣтствуютъ особыя пѣсни. Пѣсни пораженія, пѣсни побѣжденныхъ, часто онѣ красивѣе, долговѣчнѣе и трѣзвѣе пѣсенъ побѣдителей. И какъ правило, не обличаютъ, но оплакиваютъ. И радуются тихенько возможности новой жизни. (Вспомнимъ нашъ вальсъ "На сопкахъ Маньчжуріи" и нашъ маршъ "Тоска по Родинѣ", это по итогамъ не самой удачной войны съ Японіей. Или сербскій вальсъ 'Дунайскія волны", явившійся вслѣдъ проигранной войнѣ Сербовъ съ Болгарами. А если про кино -- вспомнимъ "Унесенныхъ вѣтромъ" , чуть ли не архишедевръ мірового кино, снятый про разгромленныхъ рабовладѣльцевъ!) Такъ вотъ, чудесна стихотворческая, оперная часть " Шербурскихъ Зонтиковъ" , ея однако надо понимать именно какъ пѣсню пораженія, тоску по утраченной Колонiальной Имперiи, ея невообразимому эстэтству и собственнымъ упущеннымъ возможностямъ.

Буржуазную пѣсню, возможно во всёмъ присутствуетъ элементъ феодальнаго троллинга ехидства въ адресъ буржуазiи, зажимающейся въ щель (вспомнимъ бензоколонку главнаго героя и ещё рядъ щелевыхъ пространствъ по ходу кинокартины) . И нордическаго окисленiя на суетную бездарность южанъ.

Чуть не забылъ: городъ Шербуръ въ реальности это не французская Чухлома, это нордическiй портъ, центръ судостроенiя и колонiальной торговли, упадокъ коей означаетъ упадокъ и самого города.

Въ общемъ, фильмъ выходитъ во многомъ про горюшко народное , а не про любовь частныхъ лицъ. Хотя мы обычно воспринимаемъ его именно какъ "про любовь".
Tags: Франция, кино, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments