gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

Из воспоминаний о церковной жизни

Игумен Георгий в статье «Из воспоминаний о церковной жизни в СССР при немецкой оккупации» значительно расширяет картину, данную сторожилом. «Ростов был занят немцами в июле 1942 года, — пишет игумен Георгий, — и население сразу стало думать о восстановлении храмов. На третий или четвертый день по занятии города ко мне пришли семь-восемь прихожан храма Всех Святых с предложением осмотреть храм и немедленно начать хлопоты о закреплении его за общиной и о совершении богослужений» [1].

Оказалось, что храм разбит бомбами и завален жестяными опилками — наследием мастерской, устроенной в ней коммунистическими властями. Мусору было так много, что, по мнению игумена Георгия, понадобилось бы 300 подвод, чтобы его вывезти. При отсутствии какого-либо транспорта, все предприятие ему показалось неисполнимым и он сказал об этом прихожанам., но прихожане продолжали настаивать на своем. На другой день с 5 часов утра, на очистке здания уже работало 300 человек. Самым примитивным способом, при помощи мешков и ручных тележек, храм был очищен. Церковную утварь достали те же прихожане. Один старичок принес находившиеся 8 лет в земле церковные сосуды. Храм был не только очищен, но и отремонтирован в течении двух дней. На первом богослужении храм, вмещавший до двух тысяч человек, был не только переполнен, но и не вместил всех молящихся.
.................


В другом городе Донской области — в Новочеркасске, по данным, полученным В.И. Алексеевым от другого священника, до прихода немцев существовала только одна кладбищенская церковь. «Когда же немцы заняли город в июне 1942 года, через несколько дней все церкви в городе уже были открыты. В ближайшей к нам "базарной" церкви (кажется, Свято-Троицкой) я застал женщин, убиравших ее. Так как все иконы были сняты, то народ приносил свои , и вскоре все стены были увешаны небольшими иконами, иногда в два ряда. Откуда-то появились хоругви, сосуды и прочее, и начались службы. В первый месяц было много треб, крещений, венчаний и проч., не только горожан, но и из окрестных станиц. Одновременно были открыты собор, церковь около городского (Атаманского) сада (как будто, Преображенская), Кладбищенская и на Колодезной улице... Среди преподаватели средних школ и даже местных высших школ (в Новочеркасске имелось пять вузов и при техникума) оказались верующие люди, которых я потом встречал в церкви; среди них были и такие "советские общественники", о которых я никогда бы раньше не мог подумать, например, один преподаватель истории мечтал даже о посвящении в священники...».

Тот же священник дает некоторые интересные данные о Таганроге. Вот что он пишет: «В эти годы я не бывал в Таганроге, но имел связь с верующими в нем. Кроме того, последний епископ, Иосиф Таганрогский (Чернов) был одновременно со мной в Ухто-Печерском лагере с 1936 по 1940 год. В начале 1941 года он вернулся в Таганрог, но сразу ушел в подполье, скрываясь в деревне около... Там он был один, совершал службы и окромлял всю епархию. Когда немцы заняли Таганрог, Владыка Иосиф явился в него и получил право управлять своей епархией. Он получил свой архиерейский дом с церковью, служил, поставляя иереев и прочее. Я не могу указать, какие церкви в это время были открыты, но многие из Ростова и Новочеркасска ездили к нему говеть» [4].

[1] — Игумен Георгий. Из воспоминаний о церковной жизни в СССР при немецкой оккупации // Вестник института по изучению СССР. № 2(23). Мюнхен, 1957. С. 105.


https://vk.com/feed?w=wall-166074768_5862
Tags: оккупация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments