- Сотрудничество советских граждан с военно-политическими структурами нацистской Германии происходило фактически по всем направлениям общественной жизни. Для удобства их делят на гражданский и военный коллаборационизм. Гражданский коллаборационизм был, конечно, более насыщенный и разветвленный, так как жить на оккупированной территории и не взаимодействовать с оккупантами невозможно. Поэтому его обычно делят на политический, административный, экономический, культурный, религиозный и даже половой.
Понятно, что по степени активности и нанесенному СССР ущербу эти разновидности гражданского коллаборационизма очень разнились.
Военный коллаборационизм – более конкретная вещь. Так как участие с оружием в руках в военных усилиях Третьего Рейха – самая активная форма сотрудничества.
Хотя и эти коллаборационисты не были однородной массой. С функциональной точки зрения формирования из них можно поделить на созданные в рамках нацистских спецслужб (Абвер и СД), вспомогательные подразделения (из них наиболее известны так называемые хиви), полицию всех видов и форм подчинения и боевые части. Самыми многочисленными категориями были «хиви» и полиция, самой малочисленной – спецподразделения.
Три кита коллаборационизма
- Какова была мотивация коллаборационистов?
- Можно выделить три типа коллаборационистов: «материалисты», «оппортунисты», и «идеалисты». «Идеалисты» служили за идею, верили, что немцы освободят страну от большевиков и передадут им власть.
Еще один момент заключается в том, что многие «идеалисты» помнили немцев времен Первой мировой войны: народ культурный, при них тогда был относительный порядок. Однако к 1941 г. при Гитлере немцы были уже абсолютно не те, что при кайзере Вильгельме II.
«Оппортунисты» – это те, кто выбирает сильную сторону. Пока немцы, как им казалось, побеждали, они шли служить к ним. Но как только у немцев дела на фронте пошли хуже, они начинали испытывать, что называется, «кризис лояльности», перебегать на сторону партизан и т.д.
«Материалисты» хотели улучшить свое материальное положение и служили, пока этому положению ничего не угрожало. В целом, среди коллаборационистов «идеалистов» было примерно процентов двадцать, остальные – «материалисты» и «оппортунисты».
- В советских книгах писали, что немцы, приходя в тот или иной город, первым делом освобождали уголовников и набирали их в оккупационную администрацию, полицию и т.п.
- Да, немцы открывали тюрьмы, но обычно освобождали политических заключенных. Уголовников (и есть немало документов, это подтверждающих) старались не брать на службу в ту же полицию, дабы не компрометировать «новую власть».
- А были ли политические или иные причины, по которым немцы могли отказать при приеме на работу в оккупационные органы?
- Формально на работу в органах оккупационной администрации не мог рассчитывать член компартии, комсомолец, еврей или член пусть даже и антисоветской, но националистической организации. Хотя были, конечно, и исключения. Так, по подсчетам современных российских историков, среди общего количества коллаборационистов примерно 30% были членами компартии, которые стали служить «новой власти».
.........
Главой администрации Генерального округа Белоруссия \был\ Вильгельм Кубе. Именно благодаря ему появились такие квазиполитические организации, как Белорусская народная самопомощь и Белорусская рада доверия, а также Белорусский корпус самообороны для противостояния партизанам. А чтобы оторвать белорусскую молодежь «от варварского Востока», Кубе помог белорусским националистам институционализировать Союз белорусской молодежи.
Кубе в равной степени противостояли и в «родном» «Восточном министерстве», и в СС. Например, среди эсэсовцев наиболее последовательным был СС-группенфюрер Курт фон Готтберг, который отвечал за полицейское обеспечение генерального округа Белоруссия. Однако и он, после того как сменил погибшего Кубе на посту генерального комиссара, пришел к выводу, что борьбу с советскими партизанами имеет смысл «белорусифицировать». Как следствие, на политическом поле появилась Белорусская центральная рада, а на военном – Белорусская краевая оборона.
- Что такое Белорусская краевая оборона? Можете о ней рассказать подробней?
- Пожалуйста. Белорусская краевая оборона или БКА – это коллаборационистское формирование, действовавшее на территории генерального округа Белоруссия (западная и центральная часть БССР) с марта по июнь 1944 г. БКА была создана по распоряжению генерального комиссара «Белоруссии» фон Готтберга для противостояния советским партизанам.
Призыв в БКА продолжался с 10 марта по 15 апреля 1944 г., в результате чего было мобилизовано до 60 тыс. человек. Впоследствии половину из них немецкие власти по разным причинам отсеяли, а из оставшихся 30 тыс. удалось организовать 34 пехотных и 6 саперных батальонов. Подразделения БКА несли службу практически по всей территории генерального округа Белоруссия, занимаясь как непосредственно борьбой с партизанами, так и охраной различных объектов.
В середине июня 1944 г. при БКА была открыта офицерская школа в Минске, которая, однако, не успела сделать ни одного выпуска.
В целом, немцы невысоко оценивали боевые качества БКА, так как у большинства ее бойцов был низкий уровень подготовки и плохая мотивация. Также имели место многочисленные переходы на сторону партизан. После начала советской операции по освобождению Беларуси в июне 1944 г. большинство батальонов БКА были распущены своими командирами или распались сами по себе.
Только незначительное количество самых боеспособных из них смогли отступить на территорию Польши вместе с немецкими войсками. Следует отметить, что создание БКА не было чисто немецкой инициативой. Значительную роль при ее создании играли белорусские националистические организации, которые видели в ней костяк будущей «белорусской армии».
- Вы сказали, что одной из главных задач коллаборационистов было противостояние партизанам. А как белорусские советские «народные мстители» относились к коллаборационистам? Часто ли те сотрудничали с партизанами или переходили на их сторону?
- Для советских партизан коллаборационисты были, безусловно, врагами. В какой-то степени, врагами даже более опасными, чем оккупанты. Фактически борьбе с коллаборационистами была посвящена большая часть времени партизан. Немцев или румын, например, могло не быть в данном регионе вовсе, а «местная полиция» была везде. Самый яркий пример – небезызвестная Локотская республика.
https://eurasia.expert/borba-s-kollaboratsionistami-zanimala-bolshuyu-chast-vremeni-belorusskikh-partizan-istorik/?fbclid=IwAR3AX2TnmMeCXnqybHkD39lnK5-bNX8SIEcaId_2PLYUkBBBc2i0aOpbjkI
Любпытно, хотя, наверняка не истина в последней инстанции