Весь девятнадцатый век наполнен борьбой самодержавия с верхушками дворянства. В этой борьбе погибли обе боровшиеся cтороны, причем монархия погибла с шансами на воскресение, дворянство - абсолютно без всяких шансов (я говорю о гибели дворянства как правящего слоя).
Корни этой борьбы уходят глубоко в века - пожалуй, до Калиты и Грозного. Не будем опускаться в глубь веков. Вспомним только о том, что некая мистическая дата начала русской революции обычно относится к декабристам - никаких евреев там не было. Потом шли и Белинский, и Чернышевский, и Бакунин, и Герцен, и Плеханов, и Лавров, и Милюков, и Ленин, и многие другие сеятели "разумного, доброго, вечного". В течение целого века раскачивали и подтачивали они здание русской государственности. Всю эту работу моральным своим авторитетом покрывали князь Петр Алексеевич Кропоткин, который евреями куплен не был, и граф Лев Николаевич Толстой, который хотя от евреев взяток и не брал, но подточил весьма основательно и государство, и церковь, и даже семью.
И любой бердичевский фармацевт из Бунда или из большевиков в своей борьбе против исторически сложившегося строя мог взять меня за пуговицу и сказать: "Послушайте, вы же интеллигентный человек? Ведь вы же видите, я же иду по стопам лучших светочей русской мысли?"
И что я, "интеллигентный человек", мог этому фармацевту ответить? Действительно, он - шел! А Чернышевский действительно был "светочем"...
Если мы из всей чрезвычайно сложной совокупности факторов, делавших, сделавших и поддерживающих революцию, сосредоточим свой огонь только на одном - на еврействе, мы проиграем свою игру. Все это не так просто. Говорят: на русскую революцию давал деньги еврей Якоб Шиф. Да, давал. Но на ту же революцию давал деньги и Савва Морозов. И больше всех их дала Германия - не Германия Веймара[12] и Эберта[13], а тем более Гитлера, а Германия Гогенцоллернов[14]... Ни для кого не секрет, что все эти "Окопные правды" издавались на немецкие денежки, а во дворце Кшесинской выше всего котировались германские марки... Если уж упрощать дело до такой степени, что в мире за деньги можно сделать революцию, - то октябрьская была сделана на германские деньги. A la guerre comme a la guerre. Однако - при ближайшем и могущественном участии почти всего русского еврейства.
Нам нужно найти здесь свою собственную, эгоистически русскую точку зрения. И по мере нашей возможности - толковую точку зрения. Гитлеровская точка зрения на евреев, как мне кажется, очень хороша для Германии. Защищая свою страну от надвигавшейся революции, Гитлер обязан был сжать еврейство в железные тиски. Мы должны были сделать это перед революцией. Но мы не сумели ни зажать, ни защитить. Как это ни парадоксально будет звучать, я все-таки скажу:
Гитлер спасает от революции не только немцев, но и евреев. В некоторой степени он спасает евреев от самих себя...
Все это несколько сложнее, чем протоколы "Сионских Мудрецов" или бухаринская "Азбука коммунизма"...»
Иван Солоневич