gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

Ответ В.Розанова

крестьянскому философу --

http://oboguev.net/rozanov/rozanov-karpov-igra-zor.html

Может лишь хоть глухо слыхал г. Пимен Карпов, что «синдикат английских банков» при посредстве одного еврейского петербургского банка, скупил все сахарные заводы на юге России; и в тот же самый год другой синдикат капиталистов, тоже не русских, скупил в одни руки все табачные фабрики. Тут если даже замахнуться обухом, – как поступают против «конокрадов» крестьяне, – то некого будет зашибить. Перед вами – воздух, пустота, какие-то неуловимые денежные комбинации. Против этих комбинаций очевидно нужно бороться не обухом, а умом, притом уже не крестьянским, а каким-то более тонким и образованным. Мы приводимся к понятию «государства», как защитника и оберегателя народа. Дело не в факте: и [нрзб] ведь [нрзб] лентяйничать, а не «работать землю», а – в идее. Конечно Государство, которое не защищает и не оберегает народ – тот-же лентяй – мужик, не делающий своего дела; и бывают печальные эпохи «лени» в государствах, за которые они и расплачиваются потом. Но дело не в эпохах и не в фактах, а в идее, которая необходима. Мужики везде работали, – работали еще в Египте, работали в Месопотамии, как у нас по Волге и Днепру: и над Нилом, и над Евфратом, и над Днепром и Волгою над «землеробом» был построен обширный и (увы, для Пимена Карпова) довольно прочный свод учреждений, лиц, иерархии, которая «обух» не уступит и уступить не намерена по той простой причине, что «землеробы» на земле оставят детей и внуков, о которых тоже надо подумать и защитить их от «конокрада» и «еврейского банка».

Государства не по «злоупотреблению» появились, а по нужде. По нужде прежде всего «суда», «рассуждения», – ибо есть такой губительный и неистребимый факт как «преступление», «злоумышление», «хитрый вороватый расчет». Суд-то и есть первая ячейка государства, и «царь» есть самый ранний судья». Но судьи нужно слушаться и приговор его исполнить: это вторая линия государственности – послушание, повиновение. «Кто судит должен быть силен», «суда надо бояться», «слово судьи не должно быть пусто». За судьей должна стоять сила, и «первый царь», в Египте или на Руси, есть не только «самый ранний судья» но и «самый ранний военачальник». «Не слушаешься – накажут, если ты буян – с тобой управятся». «Дерешься? – руки свяжут». Все это – простые вещи и удивительно, как они выскочили из ума землероба. Но характерно, что «выскочили», и это очень важно и показательно и надо запомнить.

Бушующей и бурлящей части крестьянства, к которой именно принадлежит и Пимен Карпов, на ум не приходят, и чистосердечно не приходят, самые азбучные истины общежития. Такие истины, которые я, отец семьи – непосредственно вижу, потому что вижу и знаю, что дети иногда «не повинуются», притом «во вред себе», и тогда их нужно наказать, сдержать, «повернуть назад». Пимену Карпову – 22 года (я его видел). Он только «сын» и еще не отец: и так-как «сыну» еще не открыт по самой сущности его первейший элемент общежития, то давным-давно следовало бы подумать допустимы ли на «крестьянском сходе» и в «крестьянском приговоре» голоса этих юнцов,  пока сосущих (в переносном смысле) «родительское молоко».

Для него, как вообще для «детей» или подростков, вообще – для молодежи, которой только «хочется» и она еще не встретилась с нуждою<?> «приказать» и с горестным фактом – «они неповинуются», непонятно существо власти... И всякая власть для них есть «тираническая», а носители ее – «тираны». Это – просто детство, непонимание, проходящее как только появятся «свои дети» и как только они встретят в них «неповиновение».

Tags: РИ, перепост, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments