После Первой мировой войны, в период тяжелейшего кризиса, Италия столкнулась с ожесточённым конфликтом вокруг труда, захватов земли, а также коллапсом многих традиционных институтов. Беспорядки достигли апогея к сентябрю 1920 года, когда профсоюзы захватили металлургические заводы северной Италии, которые играли в экономике страны ключевую роль, и попытались возобновить производство под контролем рабочих. Показалось, что они пойдут по русскому пути и устроят революцию с переходом к режиму, аналогичному советскому. Но они не стали. Демонстрации прекратились, левацкие партии развалились, а через два года Муссолини взял власть в свои руки.
Находясь в тюрьме, Грамши рассуждал почему левые не смогли устроить полноценную революцию в казалось бы идеальный момент, когда государственные институты беспомощны, а правящий класс не мог полноценно реализовывать свою власть. Он пришёл к выводу, что объяснение лежит в области идеологии. В отличии от своих марксистских собратьев, он считал, что власть государства основана не только на полиции и системе законов. Грамши, лингвист по образованию, пришёл к выводу, что доминирующий социальный слой контролирует общественную повестку, и может использовать свою власть для контроля над использованием языка, что позволяет им представлять свой общественный строй как нормальный и естественный, а противников выставлять опасными и угрожающими.
Тоже самое сказал Грамши о культуре. По его мнению, осуществление политической власти скорее опирается на консенсус, нежели на силу. Получается, то государство может править не потому, что народ живёт в страхе репрессий, а потому что он принял идеи – идеологию, которая пропитала всё общество. Она делает действия государства легитимными и представляет их как естественные.
На основе этого анализа, Грамши осознал причину, по которой коммунисты так и не смогли захватить власть в буржуазных демократиях. Они не овладели их культурой. Никто не сможет свергнуть политический аппарат без контроля над его культурным фундаментом, основой, на которой и зиждется политическая власть.
Сначала нужно завоевать одобрение народа, закрепляя в дискурсе лишь отдельные концепты, потом в обычаях, образе мышления, системе ценностей, искусстве и образовании.
В том процессе, который итальянский теоретик назвал позиционной войной, войной, где идеи и восприятие являются линиями фронта, победа будет зависеть от успешности в переопределении доминирующих ценностей, создании альтернативных институтов для распространяющихся, и подрыве уже существующих ценностей населения с целью их изменения. Таким образом, духовная или культурная революция является необходимой предпосылкой для революции политической. Захват власти это всего лишь последний шаг длительного процесса, процесса, который начинается с метаполитики.
Метаполитика, проще говоря, затрагивает и формирует мышление народов, мировоззрение, а также самые глубинные концепты, с помощью которых люди вообще осмысляют и характеризуют мир вокруг. И уже когда метаполитические усилия преуспевают в изменении этого базиса и население начинает ощущать, что изменения являются очевидной необходимостью, существующая политическая власть оказывается оторванной от своих основ. Она начинает спотыкаться на каждом шагу и, наконец, рушится, или же приходит в совершенно непригодное состояние и тихо заменяется другой. Метаполитика – это война за социальные изменение, ведущаяся на уровне мировоззрения, мышления и культуры. Левые уже давно выучили её приёмы и до недавнего времени на метаполитическом поле боя у них не было соперников. Однако теперь всё меняется, и я надеюсь, что этот текст послужит призывом для правых к участию в метаполитике.
Принимая эти идеи за отправную точку, можно с уверенностью заявить, что политическое движение, которые не принимает участие в метаполитической и культурной борьбе, не сможет осуществить долгосрочные социальные изменения. Любая политическая борьба должна быть подкреплена, легитимирована и поддержана борьбой метаполитической. В ином случае это будет борьба с ветряными мельницами.
Сформировать этот метаполитический авангард, а значит стать ключевой частью инициативы по возвращению Европы на правильный путь, это и есть основная миссия европейских новых правых.
Наша метаполитика должна быть направлена на запуск мощного движения настоящих правых, силу, которая будет за счёт наших собственных альтернативных СМИ, а также проблесков подцензурных СМИ истеблишмента. Эта сила, когда она наберёт критическую массу, начнёт жить собственной жизнью, революционно расширяя узкие рамки публичного дискурса и прокладывая путь к европейскому ренессансу – невероятному социальному преобразованию, которое вернёт достоинство, силу и красоту Европы.
https://m.vk.com/wall-142978854_6834
Метаполитика правых. Перевод главы из книги Дэниэла Фрайберга The Real Right Returns.
https://vk.com/@club_prometheus_rus-avangard-pravoi-metapolitiki