В 1936 году Горбатова по настоянию Якира вернули на Украину – как оказалось, на беду. В мае 1937-го командующий округом был арестован как участник «военно-фашистского заговора Тухачевского»; за ним, как обычно, потянули подчиненных. Александр Васильевич открыто заявлял, что не верит в виновность арестованных, говорил, что следствие во всем разберется, и защищал своих сослуживцев на собраниях, где требовалось лишь осуждать.
Смутьяна исключили из партии, потом отправили в запас. В Москве, куда он приехал осенью 1938 года выяснить причины увольнения из армии, ночью в его гостиничный номер постучали. Он открыл дверь – ввалились трое из НКВД и принялись деловито срезать с его гимнастерки знаки различия. Когда он стал сопротивляться – скрутили и запихнули в машину.
В мае 1939-го его вызвали на выход с вещами. Он был уверен, что его освободят, поэтому, услышав страшный приговор – 15 лет заключения, упал в обморок – впервые в жизни.
............
Нина Александровна в отличие от многих жен «врагов народа» продолжала бороться за мужа, хотя и ей самой угрожала опасность, и ее отец и брат уже сгинули в вихре террора. В марте 1941-го Горбатова привезли в Москву – в ушанке, тряпичных обмотках-чунях и засаленном ватнике, в кармане которого лежали почерневшие от грязи сухари и куски сахара. Этот черный сахар неволи генерал хранил всю жизнь.
Вскоре его освободили и отпустили домой, дав им с женой путевку на Кавказ на два месяца – минимальный срок для возвращения сил истощенному «доходяге», который при росте 177 сантиметров весил всего 64 килограмма. По возвращении Тимошенко вызвал его к себе и предложил выбрать часть
для дальнейшей службы. Выбор Горбатова пал на 25-й стрелковый корпус, расквартированный в знакомых местах, недалеко от Киева. Там ему и пришлось встретить начало войны.
------------
Царю Николаю отомстили за давку при раздаче пива.
Сталину мстить никому не пришло даже в голову. Не за что было?
В биографии Горбатова о его аресте и о прочем пишут как о чем то не самом обычном, но в принципе, вполне жизненном. Мол, справился с испытаниями, молодец.
Можете представить себе царского генерала -- ну, допутстим, Скобелева, для конкретики -- вдруг его арестовывают, в кандалы, в Сибирь на пару-тройку лет -- а потом взвращают. Не с извинениями, нет, напротив, это Скобелев должен еще благодарить: дали шанс исправиться -- и на Шипку. Как ни в чем не бывало.
А вы еще говорите, что совецкий и русский это одно и то же.
Разумеется, Горбатова я ни в коем случае не сужу, даже речи нет б этом. Его пример -- это один из сотен.
Речь о разных реальностях -- полностью разных реальностях совка -- и Империи.