gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

Благотворитель Микаэл Арамянц

Коммерсант и нефтяной магнат Арамянц был из простой карабахской семьи.

"Благодаря ему Тифлис стал неузнаваем. До этого, никто и не вспомнит каким был город. Когда грузины разбрасывались деньгами в кабаках, армяне строили Тифлис.
..», - такими были слова извозчика семьи Арамянц.

Будучи очень богатым, он в то же время оставался скромным, добродушным и щедрым человеком. В своей благотворительной деятельности он не уступал Александру Манташеву и никогда не жалел денег для процветания любимого Тифлиса. Микаэл активно помогал восстанавливать армянские церкви, покупал и строил для беженцев из Западной Армении , светлые, просторные дома и школы. Построил не одну широкую улицы, оросительные каналы, раздавал бедным семена и сельхозорудия. В центре Тифлиса, он построил современное медицинское учреждение, сегодня это «Тбилисская городская больница № 1».

«Я пожертвовал на постройку городской больницы сто тысяч рублей. Хочу выразить желание, чтобы на жертвуемую мною сумму этому учреждению было присвоено мое имя», - говорил Микаэл Арамянц.

«Больница Арамянца» была одной из первых в мире, где обследование, лечение и даже операции проводились бесплатно. Говорят его щедрость не знала предела: даже заработную плату медицинскому персоналу он выплачивал из своего кармана.


Когда Арамянц построил одну из первых своих гостиниц в Тифлисе, то решил назвать ее именем своих детей - «Арфасто» (название состояло из первых букв имен его детей Арам, Флора, Согомон, Анна и Оганес). Далее последовали гостиницы «Мажестик», «Палас-отель», кинотеатр «Спартак», которые принесли ему безмерное уважение и высокое положение в обществе.


Арамянц искренне любил Тифлис, он не представлял себе жизни в другом месте. Даже после прихода к власти большевиков, в 21-м году, настаивая на эмиграции во Францию двоих сыновей — Согомона и Арама, сам никуда не захотел уезжать из Тифлиса.

Shota Rustaveli Theatre and Film University.jpg

«Арфасто» -- теперь театральный интститут



Мажестик  (теперь -- ,,Тбилиси-Мариотт,,)

Арамянц попросил изменить проект, чтобы немного его удешевить. Основные затраты приходились на округлую часть фасада, которая и составляет основное украшение здания. Гостиницу ,,Мажестик,, планировалось построить на углу Головинского проспекта и Барятинской улицы и такое решение фасада позволяло прекрасно вписать здание в этот угол. Вот эту округлую часть и предлагал изменить Арамянц. Г.Тер-Микелов не согласился внести изменения в проект . Состоялся разговор, судя по всему, не очень приятный. С одной стороны Арамянц – заказчик проекта, а с другой – архитектор, отстаивающий свое авторское право. У Тер-Микелова был довольно сильный аргумент. .. Предполагалось строительство лучшей гостиницы, а изменение фасада упрощало проект и она бы уже не выглядела такой роскошной, как было задумано. Кроме того, именно Арамянц настаивал на том, что это должна быть не обыкновенная гостиница, а лучшая.

Договориться не удалось и Г. Тер-Микелов пошел в суд отстаивать право на свой оригинальный проект. Так это было или нет, трудно сказать, но, говорят, Г.Тер-Микелов суд выиграл и Арамянцу ничего не оставалось, как согласиться на предложенный вариант.

Думаю, он потом об этом не пожалел, потому что гостиница ,,Мажестик,, была удостоена Гран-При и Золотой медали в Париже, как лучшая европейская гостиница, построенная в 1915 году.

По грузинскому телевидению, на канале ,,Рустави-2,, в 2009г.  прошел сюжет о гостинице ,,Тбилиси-Мариотт,, на проспекте Руставели. История её насчитывает уже почти 100 лет. Рассказ сводился к тому, что гостиница построена неким тифлисским торговцем по проекту Тер-Микелова в 1915 году. Ни фамилии ,,торговца,, , ни имени архитектора не прозвучало. Странный получился рассказ.

Но люди все же помнят.   Больницу, посторенную меценатом иначе как Арамянцевской не называют.

Почему теперь нет таких людей?
Tags: Грузия, милосердие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment