gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

Цегакрон -- национальная идеология Армении

\Возможно,  опыт выживания этой маленькой страны будет интересен не только армянам.\

Гарегину Нжде выпало на долю, сконцентрировав и обобщив существовавшие армянские идеи о роде, систематизировав и придав им целостный вид, заложить основы обоснованного по-армянски—построенного на сущности и морали Армянина— учения, названного им Цегакронутюн.
В 1932 году в выходящем в Софии журнале "Хровк" под рубрикой "Задачи духовного обновления" была напечатана основополагающая статья Гарегина Нжде "Цегакронутюн как победоносная сила" (изложение одного из его докладов), где в частности читаем: "Если по сей день наш народ получает лишь удары и ... не способен дать отпор — причина в том, что он не живет как род... Цегакронутюн — вот панацея, без которой армяне останутся политически самой обездоленной частью человечества".
Нжде предвестил появление родового чувства, положив начало теории Арменизма.
Наши старые партии склонны были поставить крест на Армянском вопросе и примириться с мыслью, что нужно отказаться от оставшихся в Турции армянских территорий и начать сближение с Турцией. Эта измена сделала бы нас в глазах молодого поколения презренным народом", — пишет Нжде. Необходимо было пробудить в лишенном родины армянине патриотическое чувство, чувство хозяина своей земли, "спасти его от духовной и политической безысходности".
В то же время движение Цегакрон имело целью создать надежную духовную преграду большевистской безнравственной про­паганде, подобно бациллам распространявшейся в армянских колониях.
Существовал единственный выход из создавшегося положения — духовно-нравственное обновление армянства, что было возможно только возрождением собственных (родовых) ценностей и целей и их переживанием заново.
Естественно, что движущей силой такого духовно-обновитель­ного движения должна была стать молодежь, как наиболее динамичная и способная к обновлению часть общества. И поэтому движение Цегакрон имело целью превратиться в общенациональное движение зарубежной армянской молодежи, а организация "Цегакрон Ухтер" должна была стать ядром общеармянской моло­дежной организации.
В основе Цегакронутюн лежат два основополагающих принципа:
а) в наших несчастьях повинны прежде всего мы сами;
б) нужную нам силу следует искать в нас самих.
Учение Цегакронутюн построено в следующей логической последовательности: "я знаю свой род, я верю своему роду, я боготворю свой род, я — цегакрон".
Любой вид мировоззрения, будь то мифология, религия или философия, начинается с познания. Цегакронутюн начинается с познания Рода—со знакомства с его историей, культурой, бытом, с его достоинствами и ценностями, со внушительным вкладом, внесенным Армянским родом в общемировую цивилизацию.
Познание Рода включает в себя также знание наших недостатков, и Цегакронутюн является серьезной попыткой скорректировать наши родовые недостатки, "усовершенствовать" наш род.
----------------
Нжде различает в армянстве три чувственно-сознательных слоя: национальный—родовой слой (Род), колеблющийся или несориентировавшийся слой (народ), и превратившиеся в толпу, антинациональные эелементы (отребье).
Современное армянство преимущественно выступает как армянский народ, т.е. как общность людей, имеющих какой-либо армянский признак. Очень небольшая часть армянства по своему чувственно—сознательному уровню и по образу жизни может считаться Армянским родом (нацией). Определенную часть армянства составляет отребье.
Отребье — это предавшие свою нацию элементы, отбросы. Это внутренние враги Армянского рода, впрягшиеся в колесницу внешнего врага, обезличенные как армяне и непривлекательные как люди, не признающие никаких обязанностей по отношению к армянству, но постоянно разглагольствующие о правах.
Они не имеют национальной принадлежности, и если даже говорят по-армянски, то только по той причине, что пока не нашли другого способа общения. Корыстолюбивы, для них наивысшая ценность деньги. Родины не признают и руководствуются принципом "где хлеб, там и родина". По их убеждению, Армянский род — это грязь, низший вид человечества. Это умершая как нация часть армянства, окончательно превратившаяся в толпу.
Род — это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несет в себе армянскость и передает ее следующему поколению.
Для Рода незаменима Родина, ее независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства.
Народ — неопределившаяся, колеблющаяся часть армянства. Народ склоняется в сторону толпы (отребья), если более явственно слышит голос отребья, чем Рода.
Народ живет обыденным, Род—вечным, первый— однодневными думами, второй — памятью о прошлом, твердой верой в будущее и ежедневной непрерывной борьбой одновременно.
Народ руководствуется групповыми, Род — общеармянскими интересами. Народ — сборище классов, вероисповеданий, партий. Внутри Рода нет господствующих и угнетенных классов, конфессий, политических течений — есть только Армяне.
Народ просит справедливости и права на жизнь, Род завоевывает и утверждает их.
Народ может примириться со своим бесславным положением, Род же не терпит рабские кандалы. Для Рода решения мирового сообщества подлежат корректировке, если они противоречат интересам армянства.
............
Нжде не против христианства, но не является и фанатичным приверженцем Христа; нас, армян, даже считает "жертвами христианской морали, которая продолжает играть роль белил и румян, вуали и маски для душ сильных". Он уважает личность Назаретянина, как героя идеи, как Богочеловека, однако считает его утопистом, а его речи — возвышенными, но при недопонимании, точнее, при буквальном восприятии — опасными.
Вообще, интересна трактовка личности Христа у Нжде. "Христое любил, потому что был силен; он любил, потому что был могуч до уровня любви и прощения. Он пожертвовал собой, потому что был героем идеи. Только мужественный, смелый, только герой может жертвовать собой". Или: "Ликвидировав существующую между жизнью и смертью преграду, Назаретянин сказал "нет" смерти, и тем самым стал вечным сеятелем великанов духа — святых, мучеников, героев".
Привлекает внимание также восприятие им христианина: "Христианин не тот, кто неправильно понял стихию христианского учения, попал в сети предубеждений и ослабел до степени исчезновения, а тот, в ком есть нечто от Христа — хотя бы искорка души всемогущего Богочеловека".
Нжде ставит вопрос не о ликвидации Армянской церкви, "которая неправильно восприняла завет христианской любви и вследствие этого на многие века стала причиной беспримерной трагедии нашего народа", а — об ее национализировании, об идеологической переоценке. Армянская церковь "должна подвергнуть переоценке свое ошибочное понимание христианской любви, должна иметь своим примером личную жизнь Христа, должна говорить о мужественном, способном любить и жертвовать народе, если желает, чтобы следы христианства остались в Малой Азии и в Армении". "Самозащита армянского народа — таким должен быть новый символ веры Армянской церкви", — заключает Нжде.
Обожествляя род, Нжде уповает на помощь могучих родовых богов — Айка и Ваагна, которые "должны поднять наш разящий кулак и направлять наши удары".
Почитая мужество и силу, Нжде отводит существенную роль в особенности культу Ваагна: "С Ваагном мы должны говорить теперь — Богом древних мужественных армян. Новая священная книга должна быть вложена в руки нашего народа — евангелие мужества", — пишет Нжде.
.......
Таким образом, Цегакронутюн подчиняет вероисповедание национальности, выдвигая девиз: "Род превыше всего". Цегакронутюн не борется против христианства или Армянской церкви и не требует перемены веры, а лишь напоминает, что старые боги — свидетели нашего рождения и носители наших родовых качеств.
--------------
Армяне еще не имеют представления о том зле, которое называется
лжеинтеллигенцией. Армяне неправильно употребляют слово интеллигенция,
неправильно понимают его смысл. Для нас интеллигентом является каждый
образованный человек. Именно в этом и заключается гибельная ошибка. Учеба,
образование, научный багаж – все это необходимо, но не достаточно, чтобы сделать
кого-то настоящим представителем интеллигенции. Человек может быть очень
эрудированным, но это еще не дает ему право называться интеллигентом.
Истинным интеллигентом является тот, у кого к интеллектуальным
способностям добавляется глубоко нравственный облик, высокая идейность,
способность к созиданию новых идеалов, форм жизни, духовное мужество,
безграничная способность к состраданию и любви к народу в его целостности.
По стечению обстоятельств такой человек может занять место в той или иной
политической организации, но его преданность и его дело не могут нести классовый
партийный характер. Для него существует нация как целостность, которой он
бескорыстно служит. Истинная интеллектуальная элита, роль которой в жизни
народа непрерывна, выступает в качестве той духовной силы, без которой
невозможно создание национальности, а вместо народа существуют безродные
толпы.
Njdeh_Eternal_Arm_of_Spirit_1938.
Tags: идеология, национализм, яз.-хр.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment