gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

ЗАПОЗДАЛАЯ ЖЕРТВА НЕВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ

Димитрий Саввин

В Москве начальство высокое решило прихлопнуть Международный фонд славянской письменности и культуры. Не так, чтобы совсем запретить, а еще хуже: отобрать у него здание в Черниговском переулке, где сей фонд обитал не одно десятилетие. Как всегда в таких случаях, внезапно выяснилось то, что всем было известно давным-давно – что субаренда, что проблемы с ремонтом и реставрацией, и т.д. Козе понятно, что решение политическое, и вот это-то и имеет определенное историко-педагогическое значение.

Фонд славянской письменности и культуры – штука раритетная. Для олдскульных ценителей и сопричастных. Для тех, кто помнит тайный смысл таких слов, как ВООПИК или ДК Горбунова. Фонд славянской письменности и культуры – это тот маленький островок позднесоветского почвенничества, который ему удалось сохранить, в порядке крошки с барского стола, после всех пертурбаций 90-х и путинской wannabe-тоталитарной эквилибристики. Вернее, удавалось сохранять до сегодняшнего дня.

Атмосфера, царившая в этом уютном здании в Черниговском переулке, в конечном счете сводилась к формуле «обнять и плакать» - в том смысле, что являла собой сплав трогательного и уродливого, как и все позднесоветское почвенничество. Никакой другой идеологии, кроме «просто за русских». И под одной крышей крутилась и перемешивалась пестрая масса из неоязычников, МП-шных фундаменталистов и зарубежников, национал-коммунистов, советских державников и абсолютных антисоветчиков, чекистских ветеранов и редких старых эмигрантов… В 90-е годы все это варево еще как-то соединялось по линии «банду Ельцина под суд». А в начале «нулевых» оно уже начало распадаться на составные элементы. И спустя десять с небольшим лет некоторые из тех, кто в свое время дружески встречался в Черниговском переулке, оказались по разные стороны фронта. Буквально.

Ничего другого из почвеннической невнятицы и не могло родиться. Национальное чувство, помноженное на практически полное отсутствие вменяемой и актуальной национальной мысли, неизбежно порождало фриков и косплейщиков. Начиналось разложение, за которым шла новая структуризация, а в Черниговском переулке, казалось, застыло время. Как будто на дворе еще 1990 год, и впереди – все та же пугающая, но и обнадеживающая, неизвестность.

Тогда зачем же все это было разгонять? Кому мешал этот музей-заповедник? Тем более, что его распорядители, как и всякие истинные позднесоветские почвенники, государству себя не противопоставляли. Более того, были ему преданы и даже любили его. Их мечтой как было, так и осталось дожить до того дня, когда толстопузые обкомовские дядьки, сурово нахмурив брови, стукнут в своих кабинетах по столу и скажут:

- Дык ить и я русский! – и начнутся перемены. И расцветет Русь под красным флагом, с Ярилой и Спасом Вседержителем, Николаем II и нашим русским Лениным, и назовут в честь Валентина Распутина космический корабль, который отвезет яблоньку на Марс…

Стоп. Но разве вся эта кощунственная муть не стала сейчас одним из инструментов официозной пропаганды? Разве не стукнули обкомовские дядьки кулаком?

Муть, и вправду, для пропагандистских нужд используется – хотя и в очень ограниченных дозах. И дядьки кулаком стукнули, но… Издали распоряжение Фонд прикрыть. И причина – все там же, в позднесоветском генезисе оного Фонда. В тех временах, когда в период исторического пересменка была реальная свобода и слова, и не только слова.

Ибо он олицетворял и аккумулировал пусть и нелепые, и смешные инициативы и общественные поползновения, но, все же, инициативы и поползновения самостоятельные, идущие СНИЗУ. А в неосоветской путинской РФ по определению все благонадежное идет только СВЕРХУ. И ты можешь быть лоялен на 1000% процентов, но если ты что-то делаешь без указания специально уполномоченных лиц, ты – подозрителен. А где подозрителен, там и преступен.

Ровно по этой схеме и поставили на размен Фонд славянской письменности и культуры. Ибо нечего тут, без указания сверху, снизу расти. Даже если направление роста внезапно стало приемлемым. Даже если вы любите государство.

Но любовь эта – не взаимна. И удовольствие она может доставить разве что мазохисту. Каковой процесс мы сейчас и наблюдаем...

Tags: русское и советское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments