gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

=

https://armenia-ru.livejournal.com/458673.html

ВЕРА РАЗДЕЛЯЕТ, КРОВЬ ОБЪЕДИНЯЕТ – НЕОЯЗЫЧЕСТВО И АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ





ААЦ (Армянская Апостольская церковь) и родноверы ставят своей основной задачей возрождение и сохранения армянства. Для обоих учений одним из ключевых моментов является особая избранность армянского народа. В случае родноверов – это прямое происхождение от арийцев, тогда как основные аргументы ААЦ – это принятие христианства как государственной религии в 301 г. – раньше, чем в любом другом государстве, а также упоминание Армении в Библии. Таким образом, оба учения «…пропагандируют религию, название которой "патриотизм", а богом является Отечество»[9]. Для нас важно то, что сакральным в обоих случаях чаще считается не некая трансцендентная высшая Сила, а нация.
Однако при идеологическом и структурном сходстве институций, а также при единстве целей, отношение их сторонников друг к другу отнюдь не столь однозначное.
...

По каким же основным вопросам ведется полемика между армянами-апостоликами и армянами-родноверами? Существует насколько ключевых моментов. Во-первых, оценка литературного и духовного наследия Гарегина Нжде. Для этноверов он представляется своего рода пророком, связавшим армян с их исконным богом Ваагном. В публикациях сторонников ААЦ он может быть представлен как верный христианин, чьи слова отнюдь не были направлены против Христа, а были просто неправильно истолкованы[16].
Второй пункт в полемике неоязычников и «апостоликов» – вопрос о том, какая религия действительно является исконной для армян.
....

В условиях, когда национальное представляется как одна из наиболее важных составляющих жизни общества – пример современной армянской нации (включая жителей Армении и членов диаспоры), устойчивое существование любой религиозной системы в этом обществе не возможно без учета этого фактора в публичной риторике. Христианская традиция в лице ААЦ порой вынуждена идти на различные ухищрения, чтобы у оппонентов не возникло повода обвинить ее в безразличии к величию нации или истории, даже если это относится к языческому периоду. Родноверы, имея большой запас националистической риторики, чувствуют, что легитимность их, вследствие большого «перерыва» в практике служения «богам предков», крайне низка. Этот пробел может быть частично восполнен путем либо генерирования новых текстов, являющихся Откровениями для новых пророков, либо иного толкования Библии с той целью, чтобы ее «герои» - Яхве, Адам и Ева – «работали» на новых этноверческих хозяев[21]. То есть, обе традиции используют отдельные черты идеологии оппонента для борьбы с этим оппонентом.

В данном свете интересно замечание, сделанное Юлией Антонян: «На … ток-шоу (в 2008 году), где были представлены жрец, священник ААЦ и представитель одного из протестантских движений, первые два объединились против третьего, и священник заявил, что он не пошел бы в разведку с христианином-протестантом, а с язычником пошел бы, потому что тот — настоящий армянин по духу»[22]. То есть сторонники и представители ААЦ и этноверов могут найти общий язык, так как конечной целью их служения является сохранения армянства. В таком случае, объединение их против безразличных к национальному протестантов более чем понятно. Главная опасность, по мнению тех и других, кроется в размывании национальных оснований. Они готовы забыть о тех значительных различиях в своих подходах к сохранению армянства, если третья сила относится к этой проблеме крайне безразлично.
Tags: яз.-хр.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments