В декабре 1923 года Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение преобразовать Автономную область немцев Поволжья в АССР. Одним из основных мотивов этого явилось стремление повлиять , таким образом, на революционную ситуацию в Германии. И в дальнейшем российским немцам не раз отводилась важная роль в осуществлении коминтерновской политики экспорта революции. При этом автономную республику активно использовали, как «витрину социализма» для «братского германского пролетариата», всячески рекламируя «счастливую жизнь поволжских немцев» в «стране рабочих и крестьян». На самом же деле до счастья поволжским немцам было очень далеко.
Все дореволюционные достижения и традиции оказались под запретом и расценивались как проявление «буржуазного национализма». Это видно даже из названий принимавшихся тогда партийных постановлений: «Об активизации кулацко-националистических элементов в Немреспублике», «О проявлениях кулацкого национализма в культурном строительстве и на идеологическом фронте АССР немцев Поволжья», «О контрреволюционных вылазках в школах» и т. п. Одновременно в партийных документах с ссылкой на «компетентные органы» отмечалось, что в школах, техникумах, вузах, учреждениях культуры Немреспублики «во всю орудуют фашисты» (прямое указание на измену Родине), которые маскируются в «национальный костюм», что проявляется в «засорённости национализмом» учебников, распространении «идеологически невыдержанных» национальных песен... В «национал-фашизме» были обвинены многие известные деятели науки и культуры...
В результате, несмотря на сохранение определенных условий для существования и развития языка, именно тогда были подрублены традиционные устои жизни этноса. Часть немцев, особенно молодежь, под воздействием мощной пропаганды стала разделять новые «социалистические ценности». Ну а последовавшие за этим ликвидация АССР НП, депортация, Трудовая армия, режим спецпоселения фактически 32 явились третьим серьезным ударом по традиционным устоям жизни российских немцев. По мнению профессора Аркадия Германа, в послевоенные годы историческая память российских немцев претерпела существенную трансформацию. На фоне колоссальных потрясений военных и первых послевоенных лет прежняя жизнь многим стала казаться более привлекательной, а реставрация республики на Волге едва ли не единственным спасением от всех бед и проблем.
На излете существования СССР Кремль, так и не найдя решения немецкой проблемы (и не только ее одной), пустил всё на самотек. В результате большинство немцев, как отмечалось выше, предпочли переехать в ФРГ...
Из статьи "Где и что немцу хорошо?"
Александр Фитц, член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев Мюнхен.
Взято из бюллетеня ОВП, ноябрь -- в.2.