gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

КИНО и НЕМЦЫ

КИНО и НЕМЦЫ

Как же раньше всё было просто и понятно! вот они – наши, а вот они – фашисты. Наши побеждали, потому что были хорошие и за справедливость, немцы - наоборот.
Девушка, которая влюбилась в немца – это =подстилка и б..=, а немка, влюбившаяся в советского солдата -- романтическая героиня. Пьеса о такой любви русского солдата и немецкой девушки (1963 года , автор В.Ежов, =Соловьиная ночь=) идет до сих пор в московском театре.
Правда, время от времени некоторая рябь смущала широкую гладь героического военного кино-полотна – появлялся какой-нибудь трусоватый красноармеец, которого непременно настигала кара партийная и товарищеская. Или почти симпатичный фриц с робкой улыбкой сдавался нам в плен…
Но все равно идейно выдержанная диспозиция (=Враг будет разбит!=) строго соблюдалась даже в самом высоколобом кино.
А на высоколобость претендовали многие. Например, такой фильм именитого режиссера =Был месяц май=. А в фильме этом эпизодик: на постое, в Германии, красноармейцы убивают свинью фермера, хозяин и его сын жалуются советскому офицеру, тот стыдит своего солдата.
И тут следует такой монолог =гамлетовского= уровня:
--Свиней, значит, убивать нельзя, а людей можно? – восклицает фронтовик перед лицом =праведно возмущенных= (якобы) немцев.
Весь строй фильма повернут так, что к этому ЧИСТЕНЬКОМУ (у нас немцы всегда были ч и с т е н ь к и е) молодому немцу зритель испытывает нутряное, почти необъяснимое отчуждение, враждебность, непонимание.
Это люди другой вселенной –внушает нам автор (Марлен Хуциев) своим фильмом. И дело тут даже не в войне – война, по мысли таких марленов только проявила враждебность советско-русского мира западному, немецкому, буржуазно-капиталистическому. Вот так по-своему искусно сочетали демагоги от кинематографа и советской идеологии плоскости социальные , национальные и политические.
Каждый раз, вспоминая этот врезавшийся мне в память эпизод, я задаю себе вопрос – неужели в подобное кто-то верил? Неужели находились люди, которые верили, что солдаты Красной Армии не могли свободно зарезать свинью благополучного немецкого фермера, живущего так, словно он и не ведает про шесть лет кровавой бойни, пришедшей к его порогу.
Когда железный занавес рухнул, взору невинного советского зрителя предстала продукция =той стороны=, где все было очень похоже, только знаки расставлены зеркально. Теперь наоборот - красноармеец имел звероподобную внешность, его начальство - садистскую (разной степени утонченности), а =свинью зарезать= не решались уже =чистенькие= немцы. Наши обиделись.
Правда, еще в самое что ни на есть застойное время в стане кристальных антифашистов завелся такой двусмысленный персонаж как любимый народом штандартенфюрер Штирлиц. Сейчас, по прошествии десятилетий совершенно ясно, что это был не только советский разведчик в стане нацистов, но и наоборот – агент влияния Третьего рейха в девственном мире пионеров и комсомольцев. Влияние это было сродни действию вируса СПИДа – Штирлиц разрушил изнутри, на клеточном уровне =защитные механизмы= юных участников игры =Зарница=. Мальчишки и девчонки, которые в юности не могли оторвать взгляда от четких фигур в черной форме, уже стали чуть менее СОВЕТСКИМИ. 
Кто-то может спросить : разве это хорошо? – быть =несоветским=? Сейчас большая ностальгическая мода на все коммунистическое… Возможно, об этом стОит поговорить отдельно, так как тема выходит за рамки кинематографа. Так что вернемся к проблемам девятой музы.
Кино эпохи путинского застоя попыталось вернуть былую отрадную ясность в мир экранной диспозиции. Произошло это в 2002 году, когда решили обновить хит сталинского СССР – =Звезду = Эммануила Казакевича.
После этого =года великого перелома= подобная продукция пошла косяком. Но радовать она могла все меньше -- даже аполитичного любителя военного жанра. Снимать взрывы и эффектно подсвечивать поле боя у нас научились, но смысл из кино пропал полностью. Потому что в фильмах советского периода он все-таки присутствовал, хоть и упрощенный. К тому же, в лучших произведениях 60-х, 70-х годов ощущался реальный =запах войны=…
Доминирующим, нет, пожалуй даже единственным мотивом советского военного кино была простая мысль: трагедия войны обрушилась на ни о чем не подозревающую, счастливую страну как гром среди ясного неба и заставила людей взять в руки оружие.
На этом останавливались все, даже самые лучшие, выдающиеся режиссеры. Дальше они не шли. Писатели – попробовали пойти, а кинематографисты – нет.
Мне запомнился рассказ из периодики начала 90-х, полудокументальный, о молодом парне, у которого арестовывают близких как раз накануне войны. И вот – 22 июня, на горизонте неизбежная мобилизация. И пожилая женщина горестно спрашивает его: как же ты будешь воевать-то?
Этот вопрос висит в воздухе, в сущности, до сих пор. 
Даже в самом, наверное, искреннем , талантливом фильме на эту тему =Завтра была война= (режиссер Юрий Кара, по одноименной повести Бориса Васильева) нападение немцев выступает как раз в роли общей беды, объединяющей, а не разъединяющей тех, кто, возможно, без войны стал бы друг другу смертельным, непримиримым врагом .
Эти две проблемы: антисталинизм и военное противостояние с немцами (хотя и об одном и о другом говорилось по отдельности очень много и в кино в том числе) – никогда не пересекались. Тема табуирована. И это понятно: на пересечении этих острых вопросов возникает страшное и невозможное для советского (но не русского!) человека – оправдание власовцев. И даже, возможно, не просто оправдание.
Пожалуй, можно назвать только одно кино-произведение последнего десятилетия, где авторы рискнули это табу нарушить – телевизионный 12-серийный фильм =Апостол= с Евгением Мироновым в главной роли (режиссура первых 9 серий – Геннадий Сидоров). Но исполнение замысла в фильме настолько неровное, местами нелепое, что о серьезном анализе =Апостола= говорить не приходится.
В военном жанре разительно отличие советского кино от европейского. В европейской культуре война была традиционно связана с такой темой как =потерянное поколение=, нравственная проблема человекоубийства, встающая перед тем, кто становится солдатом. Как ни странно, в советском кино (да и в литературе) этого нет даже близко.
Мне всегда это казалось необъяснимым. Однако это так.

Отдельно нужно сказать о кино, которое я называю =примиренческим=. Это фильмы, где военных действий нет, но в центре повествования немцы и русские. Фильмов таких немного, но, пожалуй, ни один из них не прошел незаметно. Последний Поезд А.Германа, Время собирать камни, Полумгла, Франц и Полина, Враги (М.Снежкина). 
Здесь немцы и советские\русские люди предстают не в качестве вооруженных противников, а просто как попавшие в большую беду люди, вынужденные как-то уживаться, находить общий язык, преодолевать стереотипы, делать вместе какое-то общее дело Ведь таких невоенных контактов было в ту эпоху очень и очень много, и они крайне интересны, поучительны, волнующи! 
Надо сказать, что в зародыше эта тема все же появилась в золотую для кинематографа брежневскую эпоху. Буквально несколькими искорками осветили темноту неизвестного прошлого. Высоцкий в =Вертикали= пропел своим драматичным баритоном =…А до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою, он падал вниз, но был спасен, а вот теперь, быть может, он свой автомат готовит к бою=…
И был еще эпизод в заключительной части =Освобождения=, где солдаты вермахта и красноармейцы в затопленном метро становятся в цепь, спасая жителей.
Но на этом тогда все и закончилось. 
А теперь, в 21 веке, кинематографисты пытаются, преодолевая =дедывоевализм=, создавать русско-немецкий диалог. Репликой такого диалога стал совсем новый фильм (2011г) =4 дня в мае=, экранизация потрясающе острой, трагической истории капитана Калмыкова, который вместе со своими разведчиками повернул стволы против собственного командования, защищая девочек из немецкого интерната.
Сам фильм показался лично мне несколько более беззубым, чем исходный рассказ, но не в этом дело.
Фильм ценен тем, что в нем нет штампованных схем. Ни немцы, ни советские военные не показаны одной краской. Конфликт пролегает не по линии фронта, скажем так.
Слоган фильма «Иногда граница проходит не между своими и чужими, а между добром и злом».
Позволю себе процитировать отзыв о фильме с сайта Кинопоиск:

=Не то к чему мы привыкли.
Как редко встречаются фильмы, после которых сидишь все титры в зале, как будто тебе дали чем-то по голове, ещё реже подобные фильмы являются отечественными, а если они ещё и современные — то их надо заносить в Красную книгу, но подобные фильмы редко становятся достоянием общественности, отсутствие рекламной поддержки, 1—2 сеанса в самое не удобное время, нежелание самих зрителей смотреть что-либо не развлекательное. «Два пивасика и колюшку» (с) и бегом на какого-нибудь байкера из ада в новомодном 3D. А здесь накануне 23 февраля разворачивается история об истинной мужественности, которую вместе со мной в зале смотрело 3 человека.
Эта картина -- противоположность всем военно-патриотическим фильмам, снятым про ВОВ до этого. Здесь сражаются не русские и немцы, здесь сражается добро и зло, Великая отечественная война в миниатюре с поменявшимися сторонами конфликта. Победители с фашистским поведением и проигравшие защищающие своих женщин и детей. В СССР даже за подобную идею бы уже расстреляли… В финал картины не хочется верить, понимаешь, что подобное могло происходить, что каков командир таковы и солдаты, но это полнейший разрыв шаблонов моего военно-патриотического воспитания.=
nina на форуме Пожаловаться на это сообщение  

Tags: размышления, русско-немецкое, русское и советское
Subscribe

  • Святые ушкуйники

    Фрагмент из книги. Роман Бориса Ширяева "Неугасимая лампада". Над гребными колесами привезшего нас на Соловки парохода алела полукругами ясно…

  • =

    пришлось обменяться несколькими репликами с разными людьми. По теме Николая Второго -- в ю-тубе. Где не замедлили появиться комментарии о нем в…

  • пороть или не пороть

    СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Система образования в РИ была матрёшечнного типа - каждая следующий этап расширял круг образования, не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments