gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

Макс Оскар Арнольд


Nelli Funk -- ФБ

Когда говорят о прошлой немецкой индустрии кукол, то почти всегда подразумевают центр Тюрингии - Вальтерсхаузен или Зоннеберг. Однако всего в нескольких километрах от Зоннеберга находится небольшой баварский город Нойштадт-бай-Кобург . Город, где основным рабочим заработком было производство игрушек и кукол, всегда находился в тени Зоннеберга, который считался центром игрушечной индустрии.

Одна из таких кукольных фабрик в Нойштате называлась " Фабрично-одетые, патентно-механические и шарнирные куклы, куклы любого вида "(Fabrik gekleideter, patentmechanischer und Gelenk-Puppen, Puppen jeder Art ) и была основанна Максом Оскаром Арнольдом в 1877 году . Эта кукольная фабрика заработала на всемирных выставках  в течении своего существования множество наград, среди которых были награды за "изящные кукольные наряды, нарядные куклы и кукольные аксессуары ,  которые чаще всего были упакованы в одном чемодане с куклой".
Кроме этого фирма была очень изобретательной и активной в регистрации патентов, особенно кукольных тел. Например соединение суставов с помощью металической проволки, жестянные шарниры, а так же механизм движения куклы и поворота головы.

Одна из интересных кукол, которая была выпущенна этой фабрикой на рынок - это кукла которая могла петь и говорить .В её теле находился фонограф .Кукла продовалась с фирменным названием Арнола или Арнольдия ( Arnola , Arnoldia) которую можно посмотреть у Цизлик в Лексиконе немецкой кукольной промышленности ( Ciesliks Lexikon der deutschen Puppenindustrie ).

Кукольная фабрика М.О.Арнольд в первые годы своего существования покупала головы у различных фарфоровых фабрик .Большенство голов были маркированны фабриками производителями.( Единственное исключение, это говорящяя кукла 1909 года выпущенная фабрикой М.О.Арнольд .  Кроме серийного номера "54" больше ничего не указывает на её происхождение).
Из этого можно сделать вывод, что свои фарфоровые головы фабрика М.О.Арнольд начала выпускать только в 1919 году, когда купила в этом же году фабрику братьев Кнох (Gebr.Knoch ) в Нойштадт-бай-Кобург .С этого времени уже можно найти головы из бисквитного фарфора с маркировкой на шее "МОА"в звезде ( МОА -Max Oscar Arnold ).  Некоторые из этих голов имеют ещё и маркировку "Welsch". Другими словами -фарфоровая фабрика под руководством М.О.Арнольда выпускала головы для других фирм, как и для кукольной фабрики Welsch & Co в Зоннеберг.

Кукла ростом 58 см,типичная девочка начала 20 столетия с приятным сладким выражением лица. Тёмно-голубые спящие глаза густо обрамлённые нарисованными ресницами .В дополнение к этому у неё есть настоящие густые ресницы .Брови только обозначенны короткими штрихами. Светлый фарфор хорошего качества. Щёки с нежным румянцем,(в отличие от некоторых кукол 20 столетия имеющих яркий румянец). Открытый рот в виде сердечка, вверху видны 6 зубов.У куклы натуральный антикварный парик цвета блонд с локонами .

Тело куклы состоит из дерева и папье-маше. Кстати, родственнику (шурину?)М.О.Арнольд , художнику-скульптору Мартину Хейдлеру (Martin Heidler ), из Нойштад/ Кобург , удалось в 1894 году создать новую смесь для папье-маше.Эту массу не надо было больше вдавливать ,а можно было просто заливать в гипсовые формы. И фабрика М.О.Арнольд, само собой, стала первой, кто начал работать с этой массой.
Тело куклы было подвижным, с шарнирными сочленениями. Этот тип тела был изобретён французской кукольной фабрикой Jumeau, примерно в 1876 году и скопирован предприимчевыми фабрикантами из Тюрингии. Кукольный фабрикант Адольф Вислизен (Adolf Wislizenus) из Вальтерсхаузен первым привёз это тело из Франции и скопировал, а в Зоннеберг - это был фабрикант Генрих Штир.
Ранние немецкие тела имели больше сходства с французким образцом, но немецкие фабриканты всё время старались улучшить свою продукцию, в том числе и кукольные тела. При этом и Вальтерсхаузен, и Зоннеберг, развивали свой собственный стиль . Часто можно услышить,что тела из Вальтерсхаузен лучшего качества ,чем из Зоннеберг, однако так утверждать нельзя. В Зоннеберг тоже выпускались интересные и качественные кукольные тела.

Из-за экономической ситуации и давления,особенно со стороны американских закупочных фирм, кукольные фабрики в Тюрингии были вынужденны ,как только возможно, снизить себестоимость продукции.От этого в первую очередь страдало качество продукции, особенно тела и конечности.
Немецкая кукольная индустрия в основном зависила от экспорта своей продукции. Для стоимости пересылки и по таможенным причинам было важно, выпускать легкие кукольные тела. К тому же у американцев была склонность к большим куклам, которые ещё и не должны были быть дорогими.
По-этому со временем кукольные тела становились всё легче и стройнее. А у некоторых кукол ноги по отношению к телу были неестественно длинные и всё это для того,что бы кукла в общем казалась больше.
Так же и фабрика Макса Оскара Арнольд стремилась производить легких кукол. Так в 1906 году она рекламировала легких и небьющихся кукол, а так же улучшила процесс, делать тела из тиснёного картона, который был изобретён фабрикой кукол Gebr.Süssenguth из Нойштад/ Кобург .





Tags: искусство, немцы, просто красота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment