Судетская область, вокруг которой разразился соответствующий кризис, является гористой местностью, лежащей севернее Богемии и Моравии, а также часть Судетской Силезии.
Германцы населяли их задолго до прихода славян около 500 г. н. э., хотя основное расселение германцев в Судетах началось при короле Премысле Отакаре II-м в 13-м веке. Тогда они были малонаселенны и покрыты лесами. Тяжким трудом и остальными немецкими качествами Судеты были превращены в поистине райский край.
На территории Богемии и Моравии Volksdoiche начали селиться около 1000 лет назад. Чешское Богемское королевство периодически входило в состав Германской империи и выходило из него. В результате немецкое меньшинство расселилось в городах центральной Богемии и сёлах на Германо-Богемской границе, постепенно сформировав благодаря небезызвестным немецким качествам элитное сословие относительно чешского большинства.
Это немецкое меньшинство много сделало для развития архитектуры, политического устройства, католичества и т.д. При германском императоре Карле IV-м оно основало новую столицу Габсбургов в Праге, быстро ставшую одним из главных культурных центров Европы.
Карлом IV-м в в 1347 или 1348 году был основан первый в центральной Европе университет. Созданный представителями немецкой общины Чехии, он отвечал в первую очередь её интересам и образование в нём велось на немецком языке до конца XIX века.
В 16-м веке Богемская монархия унаследовала Венгрию и Хорватию. В первой половине 16 века Чехия стала провинцией германской Империи Габсбургов вплоть до Версальского договора в 1918-м. Этническое немецкое меньшинство в Богемии и Моравии было диспропорционально могущественной и процветающей кастой, что вызывало некоторую межэтническую напряжённость.
Чешское омрачение немецкого рая
В 1919-м союзники, выигравшие первую Мировую, вместо соблюдения права наций на самоопределение поместили в гибридном, новорождённом государстве Чехословакии около 3 миллионов немцев, чуть меньше словаков, около 800 000 венгров, 150 000 поляков и 500 000 русинов под правление 7 миллионов чехов.
Чешский националист Бенеш убедил безграмотную в этнополитике версальскую комиссию в наличии "чехословацкой нации" и люди, веками бывшие немцами, стали "чехо-словаками".
Когда французский журналист в 1919-м году спросил первого президента Чехословакии чеха Томаша Масарика, не является ли несправедливостью подчинение трёхмиллионного народа власти маленького многонационального государства, ответом было следующее:
"Не беспокойтесь об этом! За двадцать лет мы ассимилируем их, они будут говорить на нашем языке и забудут о своём прошлом".
Чехословакия "унаследовала" 70-80% промышленного потенциала Астро-Венгерской империи, что сразу поместило её в десятку самых промышленно развитых стран мира. Значительная часть этого потенциала располагалась в Судетах, что и явилось одной из причин передачи их Чехословакии.
Крайние чешские националисты быстро начали навёрстывать упущенное за 500 лет честной этнической конкуренции упущенное господство над немцами. Судетские немцы оперативно ответили организацией движения за достаточную автономию, независимость, либо вхождение в состав Германии или Австрии.
В 1919-м Социал-демократической партией Судетских немцев были организованы демонстрации и забастовки. Бенеш ответил применением против судетских немцев вооружённых сил Чехословакии. При расстреле чешскими войсками мирной немецкой демонстрации в Судетах 4 марта 1919-го на Рингплатц в Каадене было убито 54 и ранено около 1000 немцев (Bundeszentrale für politische Bildung).
Тем не менее, судетские немцы оставались в Чехословакии элитным сословием, пока чешское Правительство не инициировало программу частичного перераспределения земли и собственности. В результате этнические немцы, составлявшие 22,9% населения Чехословакии, получили только 4,5% перераспределённой земли, потеряв как минимум 600 000 гектаров (Cornwall 1997, 264).
Это означало, что ставшие безземельными немцы были вынуждены работать по найму на фабриках и в период Великой Депрессии составили большинство огромной армии безработных, что катастрофически снизило уровень жизни и рождаемость.
Более того, жившие на границе с Германией Судетские немцы лишались земли из-за строительства правительством Бенеша массивных пограничных оборонительных сооружений.
Сам факт строительства укреплений на линии, отделявшей судетских немцев от большей части своего народа, говорил в пользу их обречённости на постепенное исчезновение. Правительство Бенеша отказало судетским немцам в какой-либо автономии из-за "эффекта домино" и нежелания терять контроль над наиболее важными индустриальными центрами Чехословакии, созданными судетскими немцами.
Вот описания жизни судетских немцев в Чехословакии:
"Окружной врач из Гразилиц с населением 25 000 человек, официально и на основании своей профессии ответственно докладывает: " младенцам дают чёрный ячменный кофе без молока, детям постарше дают кофе, хлеб и картофель. Дети растут в недоедании, анемичными. У них нет одежды. Целые семьи живут в тесных землянках, где спать можно лишь на полу".
"Зимой нет угля, поэтому нет и тепла. "Мама, дай мне хотя бы воды, я так голоден" - просит ребёнок и врач клянётся в правдивости этого. В одной семье из шести человек - родителей, трёх детей и тёщи, члены семьи ходят буквально голыми. У них нет ни чулок, ни обуви, ни платьев. Они живут чёрным кофе на завтрак, супом на обед и без ужина. Они медленно, но верно умирают.
В горах Adlergebirge жители едят хлеб с древесной корой, в то время, как правительство ссыпает тонны зерна в реку Молдау для удерживания цен. Большая часть населения ест кошек и собак". (Reinhard Pozorny, Wir suchten die Freiheit, Vlotho/Weser: Verlag für Volkstum und Zeitgeschichtsforschung, 1978, р. 179)
"Стало совершенно ясным, что Судетские Немцы уничтожаются, ибо экономическое обнищание плюс социальное разрушение, плюс политическая безнадёжность, плюс национальный шовинизм чехов суммируются с разрушением сути немецкой этнической группы, несмотря на попытки Судетских немцев противостоять этому". (Там же, стр. 144).
