Как угадать, какой замысел был у режиссера Сергея Снежкина: с одной стороны показаны рыжие потрепанные Турбины, явно далекие от русского дворянства, с другой стороны продемонстрированы еще более беспощадные и сатанинские Шкловские-Шполянские, нависшие над всем Киевом, и над всей сатанинской большевистской Россией. Так и хочется сказать, чума на оба ваши дома. Хотели еще фильм завершить песней Михаила Шуфутинского. Для полноты перерождения романа.
В результате не получилось ни-че-го. Ни перерождения романа, ни актерского ансамбля, ни лихой режиссерской выдумки, ни спектакля, ни фильма. Нет ни Киева, ни трагедии, ни хлесткой сатиры. Куда подевались удачные образы, созданные в недавних бандитских фильмах тем же Пореченковым, или тем же Хабенским, тем же Бондарчуком, той же Рапопорт .. . Все наши звезды бандитских сериалов чересчур упитаны и стары, чересчур поношены и чересчур примелькались, чтобы воодушевить зрителя. Я не верю, что уже совсем исчезла старая мхатовская школа, школа Малого театра, русская актерская школа, и уже нельзя найти ни режиссера, ни актеров для воплощения русской классики. Уверен, можно было найти в театрах молодых талантливых актеров, успешно справившихся даже с великим замыслом. Вместо этого мы видим какой-то актерский чёс, направленный на то, чтобы нашим звездам быстренько срубить очередное бабло. Надо ли было так подставляться Бондарчуку и Хабенскому, Гармашу и Пореченкову, играли бы в своих бандитских сериалах, зарабатывали популярность. После "Белой гвардии" сразу видно стало, кто из актеров чего стоит. Им бы еще в шекспировских трагедиях поиграть, чтобы весь мир отвернулся от русских актеров. Всё познается в сравнении. К примеру, как детективщик, Б.Акунин, может быть, и хорош, но когда он выпустил своего "Героя иного времени", написанного как бы в продолжение лермонтовскому гениальному роману, сразу и вылезла вся пустота. Паленая литература, паленая режиссура, паленые актеры, паленые постановки. Время что ли такое паленое?
Как пишут пиарщики фильма : " Чтобы "Белая гвардия" стала общедоступным произведением, внесли некоторые изменения в оригинальное произведение Михаила Булгакова. Расширили историю любви Турбина и Юлии, сделали образ Шполянского более глубоким…" Надо думать, без Снежкина и Хабенского , Пореченкова и Бондарчука проза Булгакова не была "общедоступной". Общедоступна для этих актеров и режиссеров лишь вся нынешняя телевизионная гнусь. Почти каждый день эти физиономии на экране видишь. А если они захотят сделать общедоступным произведением "Войну и мир", или "Преступление и наказание", представляю, какую мерзость мы увидим. Очевидно в целях этой "общедоступности" Б.Акунин и переписывал лермонтовского "Героя нашего времени". Полное убожество, в худших традициях поздней михалковщины. Впрочем, вся наша господствующая культура сегодня существует в стиле поздней михалковщины. Аляповатая мертвящая эклектика. Вспоминается Николай Гумилев: "Дурно пахнут мертвые слова". Но даже в формате бандитских сериалов фильм не получился, никак нельзя подогнать "Белую гвардию" под формат "Улицы разбитых фонарей". Не вмещается. Интересно, что даже советские актеры в фильме Владимира Басова "Дни Турбиных" могли проникновенно играть русское дворянство, понимали и характер, и стремления белых офицеров. Нынешним уже этого не понять. Да и как понять нынешним героям коммерческих скороспелых поделок дух имперской армии, дух державного русского офицерства? Думаю, сам роман "Белая гвардия" настолько сопротивлялся неумелым , халтурным попыткам сценаристов, актеров и режиссера , что исчез из поля зрения. Михаила Булгакова и его эпохи в фильме нет. Нет ни белой , ни красной, ни петлюровско-жовтоблакитной идеологии. Полная раскрашенная, потрепанная пустота.
Судя по отзывам в прессе, и в интернете, фильм не понравился абсолютно всем, и левым, и правым, и сторонникам Болотной площади, и сторонникам Поклонной горы. Значит, дело не в симпатиях зрителей к тем или иным актерам, не в направленности фильма (которой нет вовсе), а в убожестве всего творения в целом. Если в "Новой газете" и в "Литературке", в "Завтра", и в "Комсомольской правде" пишут схожие мнения, значит, спорить не о чем. Полный провал.
целиком здесь
http://www.amic.ru/news/174988/
хочу добавить от себя вот что.
Про первую, знаменитую, телепостановку с Басовым, Лановым.
В свое время она была прорывом - ведь мы не знали Булгакова вообще, мы впервые увидели нормальных белых офицеров незадолго до этого в =Адьютанте=...
Видимо, что-то все-таки сохранилось в обществе, какая-то ниточка из ТОГО ПРОШЛОГО была протянута...