gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

Колыбель европейского христианства

Регион Фракии и Македонии играл очень специфическую роль в зарождении и развитии христианства: можно сказать, что здесь возникло и здесь долгое время находило оплот так называемое “старое”, “раннее христианство”.

Большинство историков христианства утверждает, что первоначальное распространение христианства в Европе вне узких рамок иудейских общин началось на Балканах в результате проповедей апостола Павла и его учеников. Относительно многочисленные христианские общины возникли на территории Македонии, Фракии и Эллады. Отметим, что в то время эти топонимы имели другой смысл и обозначали районы, отличные от современных географических областей с теми же наименованиями. Тем не менее они располагались приблизительно в юго-восточной части Балканского полуострова. Эти первые компактные христианские районы сразу стали плацдармом для христианских миссий в соседние страны.

Подобные взгляды можно встретить во многих монографиях по истории христианства. В своем классическом произведении "Die Mission und Ausbreitung des Christentums in der ersten drei Jahrhunderten" (HAR) Адольф фон Харнак описывает следующим образом состояние христианизации Римской империи к концу третьего столетия, выделяя четыре уровня интенсивности распространения христианства (HAR; цит. по ВИН с. 20):

1) В начале четвертого века христианской является примерно половина населения следующих областей: Малая Азия, Фракия, Кипр, Эдесса и Армения;

2) В начале четвертого века христианские идеи исповедует немалая часть населения Антиохии, Койлесирии, Александрии, Фивы, Рима, отдельных частей южной и центральной Италии, провинции Африки, Нумидии, южной Испании, Ахейи, Фессалии, Македонии, южного побережья Галлии и долины реки Рона;

3) Менее распространено христианство в Палестине, Финикии, Аравии, Месо-потамии;

4) В это время христианство редко встречается на остальных западных территориях империи.

Нас особо интересует ситуация в центральной, восточной и южной частях Балканского полуострова. Принятую точку зрения в современной науке отражает мнение Д. Оболенского, который называет территорию современной Македонии “древней колыбелью христианства” (ОБОД с. 69).

Почему христианство легко “прижилось” во Фракии и Македонии? Скорее всего, из-за его близости к местным дохристианским религиозным представлениям. Например, христианский мученик Св. Иустин Философ одобрительно отзывался об Орфее, считая его мистический гнозис максимально близким к христианскому. Стихи Орфея цитировал Св. Климент Александрийский.

Так это или иначе, но в Посланиях ап. Павла описан замечательный факт, ставящий жителей региона Македонии в особое положение по отношению к Христовому учению: во сне Павлу явился человек из Македонии, который позвал Павла: “иди к нам и помоги нам”. Это единственный случай, когда Павла позвали проповедовать новую религию, когда жители ждали помощи от нее. Поэтому естественно предположить, что христианство находилось в какой-то связи со старыми местными религиозными представлениями и традициями и в какой-то степени является их продолжением. \выделен мной\


http://chronologia.org/tabov/sphere/m11.html

Tags: яз.-хр.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment