http://www.hrono.info/proekty/metafizik/fk107.php
Христианская религия не является собственностью ни одного из национальных или племенных союзов: христианская догматика обращена к чисто человеческой природе как таковой. Какой-либо народ имеет право называть себя христианским только в той мере, в какой он воспринимает эту общую для всех людей природу в ее чистом виде. Однако любой народ способен вполне усвоить лишь то, что может быть воспринято присущим ему способом восприятия, притом воспринято так, чтобы найти свое родное, найти самого себя в новом для себя. В области эстетики и критико-философского суждения можно доказать практически с полной очевидностью, что именно немецкому духу было предназначено воспринять и усвоить, со всей чистотою объективного созерцания, чужое, изначально далекое. Можно утверждать без всякого преувеличения, что античность, во всем её всемирном значении, осталась бы неизвестной, если бы ее не узнал и не прояснил немецкий дух. Итальянцы усвоили из античности то, чему они могли подражать, то, что они могли копировать; французы, в свою очередь, усвоили из этой итальянской копии античности то, что соответствовало их национальному вкусу к элегантности формы. И только немцы постигли античность в ее чисто человеческой оригинальности, отстраненной от всякой утилитарности, в том ее значении, которое связано с воплощением чисто человеческого как такового. Посредством глубочайшего понимания античности немецкий дух приобрел способность воспринимать чисто человеческое совершенно свободно, то есть не облекая материю в античную форму, но образуя необходимую новую форму с применением античного восприятия мира. Чтобы ясно понять это, достаточно сравнить «Ифигению» Гёте с соответствующим произведением Еврипида [15]. Можно утверждать, что понятие античности существует лишь с середины XVIII века, то есть со времени Винкельмана и Лессинга [16].