gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

Один из наиболее устойчивых мифов

о Средневековье - это пресловутое "право первой ночи", якобы распространённая и юридически закреплённая практика. То есть, право феодала осуществить, кхым, технические обязанности подданного ему жениха в ночь свадьбы на своей земле. Прекрасно ложится на популярный образ мрачного, жестокого, убогого Средневековья!

Помимо бредней "знатоков", укоренилось явление и в массовой культуре: мы встретим его как на страницах "Песни Льда и Пламени" Джорджа Мартина, так и в "Храбром сердце" Мела Гибсона. Но что говорит на эту тему медиевистика?..

Итак, сразу же начнём с вывода. Вопрос не до конца исследован, и в некоторой степени остаётся дискуссионным. Однако, превалирующая позиция в современной медиевистике гласит: никакого "права первой ночи" в Средневековье на территории Европы не существовало.

Теперь разберёмся, откуда миф взялся. К счастью, это очень просто, поскольку документов очень немного. Первый и основной, это Coutumier Bourguignon - бургундский документ XIV века. Сразу замечу, что это даже не законодательный свод, а некое описание феодальных обычаев. Что там говорится? А там есть следующие слова:

"Если подданный мужчина женится на женщине из другой юрисдикции и берет жену к себе, если он заставит ее лежать под его господином, то он ничего не теряет, поскольку он приобретает женщину для господина и включает ее в его состояние."

Казалось бы, победа? Но не совсем. Если цитата выдрана из контекста, то понимается она так, как понимается. На самом деле, оригинальная фраза gesir desoubz son seigneur ("лежать под его господином") - иносказательная. Если прочитать статью кодекса целиком, то абсолютно очевидно, что речь вообще не о сексуальном акте. Документ всего-навсего говорит, что женщина из иной юрисдикции должна также перейти в подданство местному феодалу. Либо же придётся заплатить выкуп. Почему? Потому, что дети женщины из иного феода, по закону, будут свободны - они смогут, например, отправиться жить в город. Так что или уж пусть оба супруга будут зависимы от хозяина земли, или платите выкуп.

Если кто-то изволит сказать, что это враньё, то пусть прочитает документ целиком. Там фраза gesir desoubz son seigneur употребляется и по отношению к мужчинам, причём знатным. Не думаете же вы, что в Бургундии XIV века таким образом мужеложество узаконили?

Миф, в основном, создан художественной литературой и драматургией XVIII-XIX веков. Когда знаний о Средневековье было мало, а желания показать мрачное прошлое, наконец-то отринутое - полно. Например, оккультист XIX века Коллен де Планси, который невесть откуда вытащил подробности о средневековом Марселе. Другой пример в литературе Нового Времени - цитирование какого-то там указа Фердинанда Католика (сам указ никто в глаза не видел).

Есть ещё ряд документов XV века, также из Франции и Бургундии. Они описывают привилегии феодалов, в частности - выкуп за отказ от права первой ночи. Например, пишут так: платите, "либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с невестой".

С одной стороны, да: источник. Однако, при этом никаких документов, устанавливающих само это право, не существует. Нет и достоверного нарратива о подобном обычае. А на дворе не раннятина: уже Ренессанс сменяет Позднее Средневековье. И документов полно, регламентирующих все сферы жизни.

Конечно, это право первой ночи - повод для дискуссии, и она ведётся. Но убедительной аргументацией в современной науке пока является только та, что документы эти говорят об устоявшемся обычае показывать свою покорность феодалу. Вопрос окончательно не прояснился.

Но я лично абсолютно уверен: будь "право первой ночи" закреплено где-то и когда-то - мы имели бы соответствующие свидетельства, прямые и однозначные. А их в природе не существует. Ни одного. Да и те свидетельства, что есть... в общем массиве документов по эпохе - капля в море. Имей явление какое-то реальное распространение, и мы бы имели даже не в разы, а на порядок-другой больше источников.

Впрочем, разумеется, "сексуальные домогательства" были распространены. Феодал на своей земле вообще, как говорится, "первый после Бога" (возможно, ещё и короля - но далеко не всегда). И запретить ему что-то подобное, ну... трудно. Однако, это уж вопрос самоуправства и даже самодурства: наверное, были люди, требовавшие от подданных подобного. Очевидно, что подданных они утратили бы при первой возможности: никакой нормальный человек, в том числе и средневековый, подобного не потерпел бы.

Что, кстати, и показано в фильме Мела Гибсона. Хотя тамошние рассуждения про "право первой ночи" как некую законодательную практику - выдумка. Ну, не было в Англии такого закона. Неизвестен он историкам.

Взято с Grand Orient
Tags: Европа, анти-миф, история
Subscribe

  • судьба Фасмеров

    Макс Фасмер ............ Вся дальнейшая жизнь М. Фасмера показала, что наука и политика в его понимании независимы. Он стал знаменитым учёным…

  • распад атома

    Георгий Иванов. Распад атома. Фрагмент. Я иду по улице, думаю о Боге, всматриваюсь в женские лица. Вот эта хорошенькая, мне нравится. Я…

  • "их сукин сын" Салазар

    В результате Португальской революции 1910 была установлена Первая Португальская республика. Она принимала участие в Первой мировой войне на стороне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments