Луи Рено, гений, жизнь которого была гениальной и трагической одновременно. Он прошел тяжелый путь, начиная от сорванца, от которого ничего не ожидали, стал «спасителем нации», а потом был забыт свой же страной, которая его до этого боготворила.
Отец потребовал от Луи поступления в техническую школу для получения высшего образования. Однако сын не смог этого сделать – на экзаменах он провалился и ушел в армию.
Вернувшись домой, Луи снова отправляется в гараж, а также копит деньги для приобретения De Dion-Bouton – «самодвижущегося экипажа», который и начал совершенствовать. Он упростил конструкцию, установив карданный вал и переработанную КПП, с 3-мя передачами и задним ходом.
Тем не менее, в его автомобиль не верили и он поспорил, что преодолеет на своем автомобиле одну из очень крутых улиц французской столицы, что считалось почти невероятным. Однако Луи смог ее проехать, после чего не только выиграл пари, но также продал свой автомобиль, который прозвали Voiturette («Корзина»), а еще получил 12 заказов на аналогичные авто.
Свою фирму Луи решил создать 25 февраля 1899 года, после громкой победы в споре. Он понимал всю серьезность ситуации и предложил своим братьям – Марселю и Фернану – работать вместе с ним. Братья, имевшие опыт работы в фирме отца, взяли на себя административную и коммерческую сферы, а Луи посвятил себя конструированию.
Компания процветала – к Луи сыпались сотни заказов, хотя некоторые модели стоили очень дорого. Примечательно, что в линейке имелись автомобили практически всех классов, отличавшихся кузовами, оснащением, настройками ходовой части. На 1913 год заводы Рено выпускали по 1 000 авто в месяц (очень много по тем временам), а на его предприятиях работали более 5 000 человек, включая ведущих конструкторов.
В это время Луи Рено патентует целый ряд серьезнейших изобретений. Это быстросъемные свечи, которые можно было менять оперативно, не разбирая мотор, наклонная рулевая колонка, пневматический стартер, раскладные сиденья, гидравлические амортизаторы и т. д.
I мировая война
В это время компания Рено проникает во все сферы – создаются авиационные двигатели, медицинские автомобили, автобусы, снаряжение и т. д.
Настоящая слава и признание пришли к Луи Рено после аэро-содействия в победе в Первой мировой. Он выпустил 15 тысяч авиационных двигателей, которые помогали французской авиации, и авиации союзников, удерживать превосходство над немцами в небе. Кроме того, медицинские автомобили Рено спасли сотни жизней раненых солдат. Мало того, в период войны Рено начал изготавливать практически все – начиная от снаряжения, и заканчивая носилками. Луи занял позиции всюду, где только нужно было что-либо создавать.
Но подлинную известность принес ему танк FT17, оказавшийся настолько удачным, что продержался на вооружении вплоть до II мировой войны.
Между войнами
В этот период Луи Рено концентрируется на выпуске автомобилей класса люкс.
После встречи с Гитлером, которая произошла в рамках проведения Берлинского автосалона, Рено отчетливо осознал неизбежность новой войны. Вернувшись во Францию, он приступил к разработке бюджетной модели, так как понимал, что люксовые машины перестанут пользоваться спросом. Этим автомобилем стал 2-дверный Juvaquatres.
II мировая война
Франция проиграла противостояние за считанные недели и была оккупирована. В результате этого мощности концерна Рено начали работать на нацистов, что и послужило причиной ненависти населения (прямо вот всего-всего населения!)) к Луи. Однако он не сотрудничал с врагом – все ключевые должности заняли выходцы из Daimler-Benz, а Луи посадили на декоративный пост зицпредседателя, не имевшего никаких полномочий.
К тому времени Рено был уже в возрасте, а 1942 год и вовсе его сломил, после того, как он воочию увидел, что почти все его производство (порядка 80%) уничтожено в результате налетов союзных бомбардировщиков. Это проявилось в заболевании афазией – у автомагната появились нарушения в речи причиной которых были поражения участков мозга.
В 1944 году последовал его арест, после того, как Луи Рено сам пришел к властям сдаваться, хотя, всеми забытый, мог спокойно уехать. В результате его обвинили в сговоре с неприятелем, тем более что общество требовало наказать виновных, и бросили в тюрьму.
Гибель
Была и иная подоплека. Предоставив населению «козла отпущения», можно было свалить на Рено множество ошибок, совершенных влиятельными людьми и приведших к национальной катастрофе. Так что никакого расследования не велось.
В тюрьме с Рено обращались очень жестоко, постоянно избивали, постоянно водили на допросы. Известно, что промышленник был готов отдать все, лишь бы ему оставили небольшой цех, в котором он мог бы работать дальше и конструировать.
Уже в октябре 1944 года его доставили в клинику Вилль-Эврар, где врачи констатировали у Луи отбитые почки, а также проломленный череп. Он умер 24 октября 1944 года.
Смерть стала удобным поводом для власти, чтобы национализировать огромные богатства и производственные мощности «изменника». Это и было сделано всего через 3 месяца после его кончины. И только в 1967 году его сын Жан-Луи получил от правительства небольшую денежную компенсацию, однако в своих правах восстановлен не был, а его отца так и не реабилитировали.
http://ru.carshistory.org/biografii/lui-reno.html2012 год.
Парижский суд на специальном заседании вынес решение об отказе в денежной компенсации внукам Луи Рено, одного из основателей ныне крупнейшей автомобильной компании Франции.
Напомним, что осенью 2011 года стало известно о том, что родственники Луи Рено решили предъявить свои права на собственность, некогда принадлежавшую их деду. Основатель Renault, обвиненный в пособничестве германским захватчикам, потерял свой завод, который был национализирован государством в 1945 году.
По мнению семерых внуков Луи Рено, национализация была незаконной. Воспользовавшись вступившим в силу законом о разрешении попыток оспаривания в суде прошлых решений властей, наследники Рено подали иск с требованием денежной компенсации за национализацию, которая, по их мнению, была незаконной.
Главным «козырем» в руках внуков Рено был тот факт, что их дед скончался в тюрьме, прежде чем успел выслушать собственный приговор. Поскольку обвинений ему предъявлено не было, то и национализировать его собственность было невозможно.
Немного подробнее http://autohis.ru/lui-reno.php