gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

итак,

про учебники   (ведь нам надо обязательно им верить, да?)


Каждый пишет что хочет и как хочет, не заботясь о хотя бы фактах, а, как известно, глупость, повторенная несколько раз становится «экспертным мнением», на которое не грех и сослаться.

Частный случай – в данном случае, ЮАР. После отмены апартхейда история и историография «молодой» Радужной нации переписывается вовсю. В основном работа идет по двум направлениям – либо откровенный бред, либо (когда бред все-таки [пока еще] опровергается, смещаются акценты). Пример первый: «До 1994 года образование черным было недоступно, только единицы могли пробиться в университеты» и т.д. Пример второй: «Да, действительно, при апартхейде была неплохая армия, которая, в общем, относительно неплохо воевала, но это была исключительно карательная армия, и большую часть времени она занималась пытками-расстрелами-карательными операциями» и т.п.

И так везде. Про армию как-нибудь в другой раз, сейчас пара штрихов к вопросу о высшем образовании в ЮАР во второй половине XX века. К утверждению типа «Черных в стране было подавляющее большинство, но высшее образование могла получить жалкая горсточка. После 1994 года высшее образование наконец-то стало доступно всем». 95% эту фразу примет на веру, более того, будет активно ссылаться на нее в дальнейших холиварах и срачах спорах и дискуссиях – поскольку рекомые 95% являются блоггерами и хомячьём «Экспертами По Всем Мировым Вопросам», чьем мнение в реальности не значит ничего «Весомо, Ценно и Авторитетно».

Что же до фактов, то – вот тут уж действительно, только жалкая горсточка ими интересуется. Для тех кому интересно – что же там было при «ужасах апартхейда»?

Национальная партия пришла к власти в Южной Африке в 1948 году – сделав своей политикой «апартхейд», т.е. «раздельное проживание и РАЗВИТИЕ рас». Естественно, что развитие белой части Южной Африки (а еще точнее - африканерской) было поставлено на первое место. Вплоть до 1959 года африканерские университеты традиционно ограничивали прием, набирая только белых. Но вот Университет Витватерсранда и Кейптаунский университет были открыты для всех этнических групп. Университет Наталя принимал всех студентов – но классы при этом были сегрегированны. И только Университет Форт Хэйр являлся преимущественно черным университетом. Так что в начале эпохи апартхейда, действительно, большинству черных был перекрыт путь к получению высшего образования.

В 1959 году Национальная партия приняла Поправки к Закону о высшем образовании. В документе говорилось, что черные, цветные (отдельная этническая группа в ЮАР) и индусы могут получать высшее образование только с письменного разрешения соответствующего министра. Но кроме того, для цветных и индусов (и других групп) этим указом открывались дополнительные ВУЗы.

К 1970 году для черных южноафриканцев открыли два новых университета (Университет Зулуленда и Северный), один для цветных (Университет Западного Кейпа) и один для индусов (Университет Дурбан-Вествилль). Кроме того, появилось и два белых университета: Университет Порт Элизабет и Африканерский университет Рэнда. Что интересно, пять небелых университетов в плане предоставляемого образования отличались в лучшую сторону: они были лучше оснащены, и на одного профессора в них приходилось небольшое число студентов (что является безусловным плюсом) – по сравнению с белыми ВУЗами.

За десятилетие (с 1958 по 1969 годы) число черных студентов в университетах выросло более чем в два раза – но одновременно в университеты в это же время массово пошла белая молодежь, так что общее соотношение «белые/небелые студенты» осталось практически неизменным. К тому же Университеты Витватерсранда и Кейптаунский практически полностью «побелели».

Но к концу 1970-х правящая Национальная партия начала постепенно разочаровываться в апартхейде – систему уже не считали панацеей от всех проблем Южной Африки, и тем более, от расовых болячек. Закон от 1959 года хотя и ограничивал прием небелых студентов в белые университеты, но все же не ставил непреодолимый барьер на пути к высшему образованию. В 1983 году 954 черных, 1255 цветных и 1323 студента-индуса получили разрешение министра образования обучаться в белых ВУЗах.

В том же году правительство приняло очередной закон о высших учебных заведениях, отменявший систему разрешений. Однако в одном из параграфов закона говорилось, что министр образования имеет право вводить квоту на число черных студентов, намеревающихся поступить в белый университет. Этот параграф вызвал сильнейшие протесты со стороны английских университетов (более либерально ориентированных – в отличие от африканерских ВУЗов). В итоге, в законе данный параграф остался, но на практике он никогда не применялся. Результатом закона явилось то, что английские университеты смогли принимать черных студентов напрямую.
К этому же времени в стране появилось еще пять университетов для черных: Университеты Транскея, Бопутатсваны, Венды, Висты и Медицинский университет. Число черных студентов возросло до 33345. В таблице ниже показано соотношение черных, цветных и белых студентов по состоянию на 1983 год (последний год, когда действовал закон от 1959 года).

1980-е годы охарактеризовались резким увеличением числа черных студентов, принятых как в черные университеты, так и в бывшие английские белые. К 1990 году общее число черных студентов в университетах ЮАР превышало 100 тысяч. Правда, африканерские университеты продолжали цепляться за исключительность и неохотно принимали студентов иных этнических групп.

В 1991 году правительство де Клерка убрало последние препоны, ограничивающие прием студентов по национальному признаку. В 1994 году в университетах Южной Африки обучалось уже более 160 тысяч черных – 46,7% от всего числа студентов. Остальные распределялись следующим образом: белые – 41,4%, цветные – 5,1%, индусы – 6,9%. В дополнение к этому, 65 тысяч черных студентов получали высшее образование в политехнических институтах.

Главным препятствием на пути получения высшего образования черными студентами с начала 1990-х годов (равно как и теперь) была не расовая дискриминация, а ухудшающееся качество среднего школьного образования, в особенности в части математики и точных наук. Ответственность за такое положение дел, безусловно, лежала на Национальной партии – но пришедшая ей на смену партия АНК внесла свою лепту в процесс развала среднего образования.

Более того, вместо того, чтобы «открыть университеты для всех» (чем публично гордится АНК), в реальности правящая партия приняла закон о национальных квотах –прием студентов из национальных меньшинств в ВУЗы осуществляется пропорционально численности этих меньшинств к общему числу населения страны. Кроме того, правительство АНК закрыло медицинские и педагогические училища – а для огромного количества черных бедняков это был единственный шанс найти себе профессию и работу.
...

В отличие от своих соседей с юга, белые в Южной Родезии (а позже и в Федерации [1953 - 1963]) полагали образование африканского населения приоритетным – до такой степени, что начальное образование для всех черных было обязательным. В период правления Яна Смита до 25% бюджета уходило на нужды образования черного населения.

https://vk.com/im?sel=51674091&w=wall-142978854_365%2Fce8456da78fdc1470d

Tags: анти-миф, расы
Subscribe

  • Малый Версаль 16 года

    Парижская конференция 1916 года (малый Версаль) -- и настоящие причины войны и убийства царя. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!…

  • Иван Шмелев. Рождество.

    Из книги Лето Господне. Фрагмент. Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней…

  • последний бастион

    Фридрих Вильгельм Адольф Марр (1819 – 1904) Россия – последний бастион Европы, и именно против нее евреи готовят свой окончательный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments