\Коллаж мой\
----------------------------------------
bantaputu
Главное изменение в содержании европейской цивилизации предсказуемо касается наиболее важной добродетели. Некогда такой добродетелью являлась нравственность, тесно связанная с личной религиозной, в том числе мистической, жизнью. Степень важности мистики в нравственности условной середины XVIII века я вполне оценить не готов, однако полагаю, что её значение было существенным. В наше время главной добродетелью, признаваемой равно людьми всех политических и культурных направлений, является интеллект. Мистическая составляющая при этом сведена до роли аутотренинга, способа самонастройки психики. Нравственность и иные категории, соединяющие личность и общество, также перешли в разряд инструментария интеллекта.
Различие между двумя подходами колоссально. Нравственность предполагала превосходство долга и ограничений. Интеллект предполагает свободу и личный суверенитет в той степени, в которой его носитель способен таковые унести. Фактически в нашем мире превосходство в интеллекте даёт право на всё.
Путь, который прошла европейская цивилизация, следуя от вершины нравственности к вершине интеллекта, лежал через долины романтизма. Романтизм нашёл путь из личной мистики к личной свободе. Далее оставалось лишь признать за свободным человеком право сильного, а поскольку людская сила это в первую очередь ум, то первозначность интеллекта не заставила себя ожидать. Нравственность при этом не исчезла, но сохранилась одним из вариантов интеллектуальной стратегии, личным выбором свободного человека. Можно было бы уверенно сказать, что такой личный выбор это торжество истинной, не навязанной довлеющим обществом нравственности, однако рациональность делового подхода в этой области заставляет усомниться в надёжности такого выбора, ведь условия личного контракта с самим собой всегда могут быть пересмотрены. "Звёздное небо над головой", если оно есть, теперь обои на рабочем столе, сменяемые кликом "мыши". Осознанный консерватизм, вне сомнения, безконечно лучше осознанной революционности. Однако приверженность всему хорошему теперь в полной власти личности - со всеми достоинствами и недостатками такого подхода. Пока мне кажется, что достоинств больше, но возможно это потому, что сам я нахожусь внутри современного европейского мировоззрения.
По большому счёту есть основания говорить о том, что Европа построила из самой себя новую цивилизацию, пользующуюся старой как наследием - или как трофеем.