gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

Кто такие русские?

--------------------
Пробуждение September 22, 2021

=Да какие русские – в многонациональной стране живëм. Все давно смешались. Русские – это не народ, это состояние души. Все, живущие в России, – русские. Мы – цивилизация, а не народ. На русском языке говорю – значит, русский. Да мы все воевали вместе, что же, мы русские, а они нет? Ты – фашист! Это – расизм!= -- такие разговоры приходится слышать все время.
Русский – вроде бы очевидное, но в то же время недоступное для некоторых людей понятие. Вроде бы все знают, кто такие англичане, французы, испанцы или финны. Вроде бы ни у одного адекватного человека не появляется мысли, что Джону из Манчестера надо что-то доказать, подтвердить свою английскость предками до 7 колена или же уверовать, что его этнос иллюзия. И всë же, когда речь заходит о русскости, начинается, настоящая чертовщина. И чертовщина эта исходит из уст не только местечковых шовинистов или убежденных левых, но и от обычных русских людей, воспитанных с ужасающей идеей самоотрицания.
Так кто же такие русские?
Народ или этнос понимается как некая устойчивая совокупность людей, проживающих на одной территории и объединенных рядом признаков, такими как общность языка, культуры, происхождения, внешнего вида, «характера» и, что самое главное, самосознания. Нация – это продукт Нового времени, периода формирования национальных государств, когда население одной территории (государства) стало рассматриваться как источник политической власти, субъектности. Нация не имеет прямой привязки к этническому происхождению; фактически, это синоним гражданства.
В этом разборе мы коснёмся русских/великороссов как народа-этноса, а не нации.
Систематические исследования антропологии, то есть физического облика русских проводятся с конца XIX столетия. Важным инструментом фиксации результатов исследований со временем стала фотография; обширный фотоматериал был оставлен, например, Николаем Юрьевичем Зографом (1851-1920). Наиболее же масштабная работа была проведена русской антропологической экспедицией 1955-1959 годов под руководством Виктора Валериановича Бунака, одного из основателей советской антропологической школы. Исследования проводились в зоне расселения русских за период XI-XIV веков и охватили 17000 человек из более чем сотни населенных пунктов. К слову, Бунак занимался антропологией ещё до революции, в частности, изучал физический облик донских казаков и пришёл к выводу об их близости русским средней и северной полосы.
Русские достаточно однородны, различные типажи ближе друг к другу, чем к другим (соседним) народам. В среднем, по сравнению с западноевропейскими народами, русским присуща более светлая пигментация глаз и волос, пониженный рост бровей и бороды, умеренная ширина лица, меньший наклон лба, более слабое развитое надбровье. Преобладает средний горизонтальный профиль и средневысокое переносье.
Здесь же мы отдельно остановимся на вопросе монголоидности русских. Вопреки распространённому заблуждению, у русских не обнаружены ни значимые частоты центрально-азиатских генов, ни широко распространенные признаки монголоидной расы, как например, эпикантус. Собственно выражение «Поскреби русского, найдёшь татарина» Карамзина не имеет смысла в генетическом и антропологическом плане. Во-первых, Карамзин не затрагивал происхождение русских: он говорил от ментальности, намекая на то, что мы заимствовали поверхностные атрибуты западноевропейской цивилизации, но в душе остались всё теми же. Во-вторых, сами татары (поволжские, крымские, сибирские и т.д.) очень разнообразны, их генофонды и антропологические типы сильно отличаются друг от друга. Генетический портрет поволжских татар, например, определяется высоким вкладом гаплогрупп (мутаций в Y-хромосоме), наиболее частых не в Азии, а в Восточной Европе и Приуралье.
Язык, культура, вера и самосознание.
Наверное, самые очевидные признаки, обсуждение которых начинается ещё со школьной скамьи. Современный литературный русский язык является наследием первой половины XIX столетия, но ведёт свою историю от восточнославянских диалектов, на которых говорили наши предки со времён раннего русского государства, Руси (IX-XII века). Этот язык был привнесен на территорию всей современной России по мере колонизации русскими переселенцами земель Волго-Окского междуречья и Русского севера, вызванной, том числе, утратой Киевом его первостепенного политического значения и набегов кочевников, а затем колонизации Поволжья, Сибири и прочих регионов. Русские диалекты образуют две обширные зоны, северную и южную; русские центральных областей говорят на усредненном варианте или среднерусском наречии. В отличии, например, от такого народа, как немцы, на сегодняшний русские разных диалектных зон понимают друг друга без существенных усилий, чему, безусловно, способствовало длительное сосуществование внутри одного государства.

Византийский вариант христианства (православие) дал русским огромный пласт культуры, письменность и вообще определил культурную парадигму общества на века. Собственно говоря, к большому огорчению людей, апеллирующих к языческой Руси, русский народ образовался из конгломерата разрозненных восточнославянских племен не в последнюю (а, может, и в первую) очередь благодаря новой единой вере. Вместе с тем, есть довольно большое количество русских, которые ввиду определенных исторических событий приняли христианство западного образца, приняв верховенство Папской власти, но сохранив свой восточные обрядовые и даже догматические традиции. Это явление известно как униатство или грекокатоличество и распространено на западе Украины и Белоруссии. Есть и достаточно католиков западного обряда. Эти люди также, безусловно, являются русскими, если не идентифицируют себя как-то иначе. В конце концов, несмотря на конфессиональные различия, все ветви христианства сходятся в базовых вещах, определяющих мировосприятие европейской христианской цивилизации. Сегодня религия уже не играет столь большого значения в русском обществе, но её роль по-прежнему весома – русские люди в массе своей православные и, даже не придерживаясь православия в строгом смысле этого слова, соотносят себя именно с этой религиозной традицией.

Истоки самосознания русского этноса лежат ещё в раннем периоде нашей государственности. Сам этноним «Русь» и «русские» («русьскыи») по различным теориям может иметь скандинавское, славянское или даже иранское происхождение. Он фиксируется и зарубежными источниками, например, Баварским географом IX века в форме «ruzzi». Его вариация «русин» также имеет давнюю историю, восходя к X веку. Здесь будет уместным пресечь заявления ряда не очень умных людей о том, что, дескать, русские-то и не народ, какой народ называет себя прилагательным? Во-первых, использование субстантивированного прилагательного не является чем-то уникальным. Похожая история наблюдается, например, в немецком языке, где изначальное старонемецкое «Diutschiu liute» (аналогия – «русские люди») со временем сократилось до субстантивированного прилагательного «die diutisken» (аналогия – «русские»). Во-вторых, для средневекового русского языка вообще было характерно обозначать разные народы, используя конструкцию [прилагательное] + «народ»: например, «польский народ», а не «поляки».
Что же с другими людьми, которые каким-то образом не укладываются в эту картинку, но считают себя русскими? Мы не можем отнять у них этого права, если они: 1) свободно владеют русским языком; 2) в целом относятся к европеоидной расе, ещё лучше – имеют русские корни (то есть часть их предков поколениями определяла себя русскими); 3) исповедуют христианство или воспитаны в обществах, основанных на христианской вере и культуре (Европа, США и т.д.); 4) чувствуют сопричастность к русской культуре и менталитету. Перечисленного вполне достаточно, чтобы считать человека русским.

Вся статья
Tags: национализм, русское
Subscribe

Posts from This Journal “русское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments