Был такой белорусский режиссер, Виктор Туров. Между прочим, включен ЮНЕСКО в список авторов 100 самых значимых фильмов мира. За потрясающую картину "Через кладбище", снятую по произведению Василя Быкова.
А еще он снял "Я родом из детства" по сценарию Шпаликова, драмы "Люди на болоте", "Дыхание грозы", непарадный взгляд на трагедию Второй мировой - "Красный цвет папоротника" (совместно с поляками).
И есть у него, возможно, малозаметный фильм на фоне его остального творчества. Снятый в эпоху глухих 70-х - "Воскресная ночь". Проблема, помещенная в центр сюжета - повальное пьянство белорусской глубинки (а с ней - и всей советской). И там есть примечательный момент в диалоге, который состоялся ночью у лесного озера между председателем колхоза, секретарем райкома, прокурором, судьей и главой районного исполкома.
В ходе обсуждения причин пьяной дуэли на тракторах, приведшей к гибели зачинщика, прозвучала мысль о том, что пьянство - это социальный порок. В ответ на этот довольно банальный тезис Федор Шупеня, председатель райисполкома, сказал фразу, от которой я буквально остолбенел:
" - У нас нет социальных связей. Следовательно, не может быть и никаких социальных пороков".
Каково, а? Для застойного-то кино?
Я смотрел этот фильм по меньшей мере три раза. В детстве он просто меня заинтересовал своей атмосферой, выбиваясь из колеи псевдореалистичных агиток того времени. Позже я его сомтрел в более сознательном возрасте, и помню, как всколыхнулось мое сознание при этих словах. Сейчас же, пересматривая этот фильм в третий раз, я почувствовал настоящий эмоциональный ожог от этой фразы, которая ударила точно в цель.
В самом деле - о чем можно говорить, когда у нас просто нет общества! В такой ситуации все слова о разумном, добром и вечном превращаются в болтовню, а попытки искать выход внутри обреченной системы - в бултыхание в болоте.
Каждый человек - одинок! Вот в чем проблема. Нет никакой настоящей, крепкой связи между людьми. Ни кровь, ни почва, ни вера - ничего не скрепляет нас вместе. Страшно одиноко нашему человеку, а когда одиноко - ему страшно. И чтобы избыть этот страх, это мучительное одиночество, никому-не-нужность - он пьет, чтобы не сойти с ума или не повеситься.
Кстати, один из героев фильма пытался-таки свести счеты с жизнью, но даже это у него не вышло - спьяну не смог как следует наладить веревку...
... Что сказать? Ментально у нас сейчас новые 70-е. Старые идеалы порушились одни за другими, а новые не просматриваются даже на горизонте. Выяснилось вдруг, что для любых благих начинаний требуются идеальные люди. А без общих, повсеместно разделяемых идеалов таких людей не будет. Ни революционеры, ни консерваторы не знают, что делать с этим народом, потому что нельзя ничего построить из одного только песка. Нужен какой-то связующий, гомогенизирующий элемент, пластификатор, загуститель. Все прочее: самообман (в лучшем случае) или политическое лукавство. Теория малых дел и бултыхание в болоте.
Когда у нас появятся социальные пороки, это будет значить, что нам удалось сделать огромный шаг вперед - у нас появилось Общество.
https://vk.com/wall34958811_18189
===============
Кстати, подумала, что трепетное отношение к военной теме (у многих) еще и этим можно объяснить -- что война объединяла. Объединаля, отодвигала всякие неприятные нерешаемые проблемы, давала иллюзию смысла жизни.