gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

Иисус в доме Симона Фарисея



Худ. Alessandro Bonvicino


В Новом Завете существует много неясных мест, или таких пассажей, что не вполне явны и имеет оттого массу толкований, основанных на ошибках. Приведу весьма известный текст:

“Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему,

Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. (Лк.7:36.50).


Данный фрагмент весьма концентрирован по прикровенной информации, и сие следует объяснить. Сразу могу указать, что я не согласен с множеством толкований, кои основаны на очевидных ошибках или произвольных допущениях. Начну с того, что указанный Симон-Фарисей — лицо весьма известное того времени. Иногда его стараются отождествить с Шимоном бен Гиллелем, с чем я все-таки не согласен по некоторым причинам. Сей персонаж у Марка назван «прокаженным», но представляется, что он так назван не в буквальном смысле. Действительно, если бы фарисей стал прокаженным, в реальном смысле, но стал был «нечистым» и не смог бы исполнять свои общественные функции (тот же пир). Следовательно, так он назван в метафорическом качестве. И явно назван так не учениками Иоанна и Исуса, а иными группами, и, скорее всего, самими фарисеями. Представляется, что сей Симон являлся то ли главой, то ли последователем «прокаженных» — институированной внутрифарсейской группы, весьма отличавшейся от общей линии. Я предполагаю, что именно сия группа фарисеев проявляла интерес к Исусу.
У Марка подчеркивается, что событие проходило в Вифании, - т. е. месте проживания семьи Лазаря Марфы и Марии, - месте элитарного в то время. Приглашение Исуса в дом имело, по моему мнению, не только акт гостеприимства, но реально СУДА или ПРОВЕРКИ потенциального Мессии. Акт публичный, более того, за пределами дома уже собрались жители , заинтересованные в прояснении недоумений.

И тотчас мы сталкиваемся с определенными странностями. 1. Симон, пригласив откушать с ним, не омыл ноги Исусу, коего однако признавал как Равви. 2. Симон не дал ему целования мира. 3.Симон не возлил масла на главу Исуса. Иными словами. Очевидно. Всем было интересно понять, является ли Исус Мессией. Но Симон демонстрирует крайнюю осторожность, хотя, вероятно, внутренне симпатизирует приглашенному. Он игнорирует закон гостеприимства: отрицает Исуса как бродячего проповедника, подтверждает конфликтность между доктринами (состояние враждебности), отказывается благословлять пришельца.
И тут появляется некая женщина, четко артикулируемая, как грешница. Ее появление не случайно, - она могла пройти в дом только по разрешению хозяина — Симона. Очевидно, что сама ситуация была подстроена фарисеями, вероятно, заранее осведомленными. Что сия женщина склонна к учению Исуса. Женщина незаметно встает за спиной Христа и дотрагивается до него. Данный жест есть жест символический, и потому такая реакция окружающих. Нечистая оскверняет чистого, что как бы подтверждает неистинность Исуса, по фарисейским представлениям. «Если бы Он был пророк, то знал какова сия женщина» - думает Симон фарисей. На что Исус ему ответит. Интересно, что здесь переданы размышления Симона, а сие указывает на то, что в дальнейшем он поведает сии детали апостолам. Исус скажет Свою притчу, но мы остановимся на тех однозначно символических действиях неизвестной женщины. Интересно, что женщина касается только Его ног, т. е. находится в униженном положении, подчеркивая свою грешность, и она: 1. слезами омывает Его ноги, 2. целует их, 3. возливает на них благовонное масло, названное у Марка нардом. У Марка добавляется. Что «пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (Мк.14:3).
Обычно принято толковать, что такое помазание есть как бы символическое приуготовление к погребению. Что ж, вполне можно согласиться. Но есть еще детали: женщина не только омывает и целует ноги, но и вытирает оные своими волосами. Напомню, что с распущенными волосами тогда в Палестине не ходили, а сам жест может пониматься, как крайняя степень покаяния выражаемое назареем. Даже если грешница не являлась назарейкой, то показывала свое покаяние публично. И вообще еще публичный жест входа в дом фарисея и прикосновение к уважаемому равви могло иметь тяжелые последствия. Она могла быть побита камнями, например, но отваживать на такое, что указывает на ее невероятную веру. По сути, она шла на верную смерть. Однако, исполнила всё.
Иногда сию безымянную грешницу отождествляют то с Марией Магдалиной, то с Марией сестрой Лазаря (ибо она также проживала в Вифании и также помазала миром Христа). Я не склонен к таким отождествлениям. На лицо иная фигура, хотя, вовсе не исключено, что и она носит распространенное имя Марии.
Но каков был глубинный смысл приглашения Исуса Симоном Фарисеем? Ответ обретаем в вопросе его гостей: «кто это, что и грехи прощает?» Иными словами, Исус приглашен для проверки Его мессианства или, в худшем случае, суда над Ним. Однако, никакого суда не происходит, все боле менее удовлетворены, и далее Он покидает сей дом.
Можно догадываться, что данная группа фарисеев склонилась к признанию Исуса не только пророком, но и Мессией.

Ам. Сив.
Tags: Х
Subscribe

  • мужское и женское

    Ничто н е ново под луной! Сейчас очень часто мужчину от женщины по одежде не отличишь, например, вчера попался вполне себе зрелый не очень бритый…

  • о\

    Слушаю рассказ валлийского писателя. Неплохой автор остроумных сюжетов, и вдруг история, где мать рожает и сокрушается о смерти предыдущих детей,…

  • секрет немецкого чуда -

    Аненербэ ---------- Сам сюжет не смотрела, но комменты трогательные: — Просто цель была поставлена, народ работал, а не пилил бабло....…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments