gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

Сепаратный мир с Германией: реальность или миф

Одна из самых малоизвестных и до сих пор загадочных страниц истории 2-й мировой войны – это в большинстве своем отрывочные сведения о намерении руководства СССР заключить сепаратный мир с Германией на протяжении 1941-43 годов.

На сегодняшний день вокруг имевших место реальных событий существует так много слухов, догадок, “авторских” версий, что порою невероятно трудно историку отделить правду от вымысла Поэтому мне кажется актуальным внести свою лепту в исследование этого клубка противоречивых оценок.

Известный историк Д.Толанд в своём фундаментальном исследовании “Адольф Гитлер” упоминает в том числе и о том, что ещё в самом начале войны советским руководством была предпринята попытка через царя Болгарии Бориса I передать в адрес министерства иностранных дел Третьего рейха предложения о заключении мира между СССР и Германией, причём на условиях, которые сочтёт приемлемыми для себя Берлин.
Для установления непосредственного контакта с целью практического осуществления этого намерения были привлечены посол Болгарии в СССР Н.Стаменов (кстати, давно уже сотрудничавший с НКВД) и один из руководителей Главка государственной безопасности П.Судоплатов. Об этом последний достаточно подробно написал в книге своих мемуаров “Разведка и Кремль”.

Примерно через пять дней после начала войны, когда стали явно обозначаться размеры потерь СССР, нарком Л.Берия вызвал к себе Судоплатова и сообщил ему, что имеется решение “инстанции”(таким эвфемизмом в высших иерархических кругах СССР именовали И.Сталина), согласно которому необходимо неофициальным путём выяснить, на каких условиях Германия может согласиться приостановить наступление своих войск и прекратить военные действия против СССР.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что намерение руководства СССР заключить сепаратный мир с Германией ещё в самом начальном периоде войны имело под собой достаточно реальную основу, но было отвергнуто немцами. Правда, к этому вопросу возвратились, но уже лишь в конце 1942 года.

В конце 1942 - начале 1943 года, после победоносного завершения Сталинградского сражения, когда уверенность в победе Германии улетучивалась на глазах, вопрос о возможности заключения сепаратного мира между Германией и СССР вновь был поставлен на повестку дня.
Но на этот раз, как это ни странно, в качестве инициатора установления контактов выступила... Япония. Естественно, что при этом она преследовала свои собственные цели: в случае прекращения войны с Советским Союзом Германия и её европейские союзники смогут выступить единым фронтом против Великобритании и США, тем самым существенно облегчая Японии бремя ведения военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Тем более, что сама Япония непреклонно отвергала все германские предложения об участии в войне против СССР. Вместо этого было принято решение о предпринятии ещё одной попытки посредничества между немцами и русскими.
Японскому послу в СССР было поручено прозондировать почву для осуществления посреднической акции, что он старательно и выполнил. Но реальных результатов не достиг и, прежде всего, очевидно из-за того, что Сталин был убеждён, что японцы действуют по прямой указке немцев.
В то же время Сталин не испытывал особого доверия и к союзникам по антигитлеровской коалиции, а потому и предпочел путь прямых переговоров. Учитывая, что германское внешнеполитическое ведомство после Сталинградского сражения уже не столь однозначно было настроено в отношении идеи политического решения в войне на Востоке, советская сторона впервые вступила в прямой контакт с немцами в декабре 1942 года в Стокгольме.
К тому времени к японцам присоединились итальянцы. И причём не кто иной, как сам Б.Муссолини. Объединившись, они хором стали требовать завершения войны на Востоке.
И если в 1941 – начале 1942 года Рим никак не отнёсся к попыткам достижения компромисса между Москвой и Берлином, то после поражений второй половины 1942 года Муссолини сам стал проявлять инициативу в этом направлении. В сборнике “Сталинград. События. Воздействие. Факты.” под редакцией Ю.Фёрстера сообщается, что после Сталинграда дуче прямо заявил о том, что “совершенно необходимо предпринять усилия для заключения с Россией сепаратного мира”.
Японцы своих попыток склонить Гитлера и Сталина к переговорам не оставляли. В феврале 1943 года они вновь посылают свою военную делегацию, которая должна была разъяснить партнёрам по “Оси” позицию Японии в данном вопросе и настоять на координации военных действий, которые должны быть направлены исключительно против западных держав.
Заметим, что эта делегация перед самым своим выездом из Токио 1 марта 1943 года, нежданно-негаданно получила транзитную визу для поездки через территорию СССР.
Нет сомнений, что советское руководство, если и не знало наверняка, то, определённо, догадывалось о целях поездки данной делегации, так как предоставление подобной визы в условиях ведения войны ничем иным объяснить просто невозможно.

Итак, имеющиеся немногие документы подтверждают, что советское руководство всерьёз помышляло о заключении сепаратного мира с фашистской Германией, и заслуживают самого пристального внимания.
Иначе говоря, многочисленные мифы начинают обрастать рамками жёстких реалий. Но когда это происходило в 1941 году – то укладывается, хотя и весьма болезненно, в некую логику развития событий. Но почему это нашло продолжение в 1943-м История, безусловно, не признаёт сослагательного наклонения, но на основе даже имеющихся документов можно предположить следующее.

Вероятнее всего дело состояло в том, что Сталин не доверял своим союзникам, которые во взаимоотношениях с Германией тоже были не без греха, а к тому же и затягивали с открытием Второго фронта. Так что возможность заключения сепаратного мира должна была оказывать определённое давление на них и стать своего рода катализатором этого процесса.

Кроме того, как я полагаю и что может быть весьма вероятным, Сталин был бы не прочь сохранить Третий рейх с так близкой его сердцу тоталитарной структурой, чтобы в последующем, подчинив его себе, использовать в качестве союзника против западных демократий.

И ещё один важный фактор, который почти нигде не упоминается, но который нельзя сбрасывать со счетов. Сталину было доподлинно известно, что Русское освободительное движение антибольшевистской(читай антисталинской) направленности именно в это время получило мощное развитие.

А более всего Сталин боялся образования какого-либо русского правительства по ту сторону фронта, которое бы могло стать центром притяжения всех оппозиционных сил. Недаром ещё 19 апреля 1940 года, выступая на совещании высшего командного состава РККА и говоря о причинах войны с Финляндией, он произнес следующие слова:
“Прорваться к Ленинграду, занять его и образовать там, скажем, буржуазное правительство, белогвардейское – это значит дать довольно серьёзную базу для гражданской войны внутри страны против Советской власти”.
Вот чего боялся Кремлёвский горец.
Tags: война, история, перепост
Subscribe

Posts from This Journal “война” Tag

  • ...........

  • Парень, которого

    Я убил «Когда бы встретил я Такого паренька, Мы сели б рядом, как друзья, За столик кабачка. В сраженье, как солдат, Его я повстречал И, выпустив…

  • ночной бой

    \из леты, фрагмент\ Подготовка немецкого пехотинца к ночному бою. Т.е. бою где вероятность ближнего боя особенно велика. Не разговаривать , не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments