gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Categories:

........

Оценивают совр. массовую культуру как культуру массового общества, то есть нового общества разрушенных сословий.  Но ведь в этом новом обществе не только массы изменились, изменились и элиты. И следовательно -- и элитарная культура.


=Различия между элитарным и популярным являются подвижными, динамическими — они не заданы раз и навсегда, а ежедневно воспроизводятся и создаются заново. Особое значение это имеет для социально-экономических и политических элит, вынужденных постоянно доказывать легитимность своих привилегий и претензий на власть. Это и было одной из причин, почему в середине XIX века в большинстве европейских стран создавался "классический" репертуар литературы и музыки, основывались такие "элитарные" культурные учреждения, как филармонии, художественные музеи и симфонические оркестры. Зарубежные историки показали, что создание этих учреждений имело своей целью “не поиск подходящих организационных форм для уже существующей "высокой" культуры, а "изобретение", сотворение высокой культуры путем мобилизации элитарных групп”8. Очевидно, нечто похожее происходит и в современной России. Массы пытаются создать свою "интеллектуальную" культуру, например, цикл романов о Фандорине или компьютерную "Масяню". Элиты же создают собственный "масскульт"; вроде talk-show на телеканале "Культура".=

(Вопросы философии, 2003, № 9, СС. 3 - 16).

А. В. ЗАХАРОВ


http://inpsycho.ru/student/biblioteka/stati-prepodavatelej/massovoe-obshestvo-i-kultura-v-rossii


Ю.М. Лотман выделял две исторические модели социальной динамики культуры — бинарную и тернарную. По мнению Лотмана, российская дореволюционная культура имела бинарную структуру, отличающуюся от тернарной отсутствием устойчивого срединного (бытового) слоя, который мог бы демпфировать резкие колебания во внешних социальных условиях развития. Относительная слабость этого слоя приводила к тому, что главный удар наносился по основному ценностному ядру, и вся культура в целом не раз ставилась под угрозу разрушения. (См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992).
Tags: искусство, размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • к уходу Меркель

    Четыре года назад Филипп Пликерт, экономический обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung, с 2019 г. пишущий для газеты из Лондона, попросил 22…

  • слушайте,

    если каждый день слушать лекции Холмогорова... может как то потянуть даже в интернационализм... не?)) меня вот потянуло

  • Что такое коммунизм

    Что такое коммунизм – залипуха для дураков? Позволю себе не согласиться. Коммунизм не только возможен, но даже неоднократно случался.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment