gallago (gallago) wrote,
gallago
gallago

Category:

КАПИТАЛИЗМ vs СОЦИАЛИЗМ

Существует расхожее мнение (усиленно поддерживаемое мировым пропагандистским мейнстримом), что капитализм существовал всегда. Это, конечно, не так. И это, в свое время, убедительно показали немецкие социологи Вебер и Зомбарт, выводящие капитализм из духа протестантизма и ростовщичества. Капитализм – дитя Реформации, радикально изменившей оптику нового человека. Если прежний, традиционный человек представлял мир как большой дом, семью, отцом которой был князь, король или епископ, а стенами – защищающие этот мир рыцари-воины, то для нового человека мир – это улица, открытое пространство, «пустыня, кишащая огнедышащими крылатыми змиями», логовищами львов, скопищами леопардов, несметными сонмами бесов, чертей и разбойничьих банд (пуританский проповедник Коттон Мезер) и «война всех против всех» Гоббса.



В этом холодном и опасном мире твоим единственным оружием становятся твоя вера, твой кулак и твой капитал. Такова сама суть, такова этика капитализма, убедительно описанная немецкими социологами. (Заметим, что нет ничего более противоположного русскому космистскому сознанию, для которого мир – это, это, прежде всего, космический порядок).
Мир Традиции – это власть идеалов. Капиталистический мир – это власть денег. Или, деньги – как единственный идеал. Если уж мы действительно хотим найти подобие капитализма в прошлом, то наиболее близкий ему порядок увидим в семитском Карфагене. Карфаген – это власть олигархии, денежной аристократии – циничной, не обремененной идеалами, легко предающей доверившейся ей союзников и сателлитов. Совершенно иную картину видим в Риме – мире, который стоит на строгом порядке и справедливости. Речь, конечно, не о том, что все правители и граждане Рима блюли строгую нравственность. А о том, что всем им, сколь бы они ни были развращены, приходилось с установлениями нравственного закона считаться.
Таким образом, Рим был традиционным обществом, Карфаген – обществом олигархическим. Христианский мир Средних (Центральных) веков был синергией идеи Рима и идеи Церкви. Капитализм Реформации стал цивилизационным реваншем Карфагена. Логическим же следствием капитализма стал либерализм с его центральным требованием эмансипации индивидуума от любой формы общности – церковной, государственной, национальной, etc.
Что касается термина «социализм», то его в тридцатых годах XIX века изобрел и впервые употребил французский философ и политэконом Пьер Леру (работа «Об индивидуализме и социализме»). «Я изобрел термин “социализм”, чтобы противопоставить его идее индивидуализма», говорил Леру. То есть, противопоставить идее индивидуализации идею общественного единения.
При этом сам Леру прекрасно сознавал опасности как крайнего индивидуализма (распыление и распад общества), так и крайнего социализма (превращение человека в винтик общественного механизма). И свою собственную социальную идею противопоставлял обоим.В основу своей идеи социализма Леру ставил возможность контроля общества над государством, а главной общественно-философской проблемой, требуемой решения, считал «сложную, но решаемую проблему объединения принципов свободы и общественного единения». Итак, социализм – это, прежде всего, тонкий баланс личного и общего и взаимоконтроль различных полюсов сил, а вовсе не пресловутое (и невозможное) равенство (которое отвергал и Леру) или не менее невозможная и дикая «общественная собственность на средства производства».
Таков изначальный смысловой базис слова «социализм». От которого и стоит отталкиваться, желая построить новое, справедливое общество, не обрушиваясь в архаику, но на единственно возможных сегодня путях творческого синтеза традиции и модерна.

\Выделения в тектсте мои - Н.Т.\
Tags: Можегов
Subscribe

Posts from This Journal “Можегов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments