Top.Mail.Ru
? ?

gallago-post

не плыви по течению, не плыви против течения - плыви туда, куда тебе нужно

Previous Entry Share Flag Next Entry
КАПИТАЛИЗМ vs СОЦИАЛИЗМ
gallago
Существует расхожее мнение (усиленно поддерживаемое мировым пропагандистским мейнстримом), что капитализм существовал всегда. Это, конечно, не так. И это, в свое время, убедительно показали немецкие социологи Вебер и Зомбарт, выводящие капитализм из духа протестантизма и ростовщичества. Капитализм – дитя Реформации, радикально изменившей оптику нового человека. Если прежний, традиционный человек представлял мир как большой дом, семью, отцом которой был князь, король или епископ, а стенами – защищающие этот мир рыцари-воины, то для нового человека мир – это улица, открытое пространство, «пустыня, кишащая огнедышащими крылатыми змиями», логовищами львов, скопищами леопардов, несметными сонмами бесов, чертей и разбойничьих банд (пуританский проповедник Коттон Мезер) и «война всех против всех» Гоббса.



В этом холодном и опасном мире твоим единственным оружием становятся твоя вера, твой кулак и твой капитал. Такова сама суть, такова этика капитализма, убедительно описанная немецкими социологами. (Заметим, что нет ничего более противоположного русскому космистскому сознанию, для которого мир – это, это, прежде всего, космический порядок).
Мир Традиции – это власть идеалов. Капиталистический мир – это власть денег. Или, деньги – как единственный идеал. Если уж мы действительно хотим найти подобие капитализма в прошлом, то наиболее близкий ему порядок увидим в семитском Карфагене. Карфаген – это власть олигархии, денежной аристократии – циничной, не обремененной идеалами, легко предающей доверившейся ей союзников и сателлитов. Совершенно иную картину видим в Риме – мире, который стоит на строгом порядке и справедливости. Речь, конечно, не о том, что все правители и граждане Рима блюли строгую нравственность. А о том, что всем им, сколь бы они ни были развращены, приходилось с установлениями нравственного закона считаться.
Таким образом, Рим был традиционным обществом, Карфаген – обществом олигархическим. Христианский мир Средних (Центральных) веков был синергией идеи Рима и идеи Церкви. Капитализм Реформации стал цивилизационным реваншем Карфагена. Логическим же следствием капитализма стал либерализм с его центральным требованием эмансипации индивидуума от любой формы общности – церковной, государственной, национальной, etc.
Что касается термина «социализм», то его в тридцатых годах XIX века изобрел и впервые употребил французский философ и политэконом Пьер Леру (работа «Об индивидуализме и социализме»). «Я изобрел термин “социализм”, чтобы противопоставить его идее индивидуализма», говорил Леру. То есть, противопоставить идее индивидуализации идею общественного единения.
При этом сам Леру прекрасно сознавал опасности как крайнего индивидуализма (распыление и распад общества), так и крайнего социализма (превращение человека в винтик общественного механизма). И свою собственную социальную идею противопоставлял обоим.В основу своей идеи социализма Леру ставил возможность контроля общества над государством, а главной общественно-философской проблемой, требуемой решения, считал «сложную, но решаемую проблему объединения принципов свободы и общественного единения». Итак, социализм – это, прежде всего, тонкий баланс личного и общего и взаимоконтроль различных полюсов сил, а вовсе не пресловутое (и невозможное) равенство (которое отвергал и Леру) или не менее невозможная и дикая «общественная собственность на средства производства».
Таков изначальный смысловой базис слова «социализм». От которого и стоит отталкиваться, желая построить новое, справедливое общество, не обрушиваясь в архаику, но на единственно возможных сегодня путях творческого синтеза традиции и модерна.

\Выделения в тектсте мои - Н.Т.\


Posts from This Journal by “Можегов” Tag